ЭНЕРГОАУДИТ И ЭНЕРГОСЕРВИС
Энергоаудит и энергосервис – проблемы и практика
На сегодняшний день удельная энергоемкость потребителей в городе Москва значительно ниже, чем в других регионах России.
Вместе с тем энергоемкость Москвы, по сравнению со столицами государств с развитой экономикой, остается высокой. Поэтому, переход к энергоэффективной экономике для Москвы является актуальной задачей.
Анализ структуры потребления энергоресурсов в Москве показывает, что наибольший резерв повышения энергоэффективности имеют такие сектора экономики города, как ТЭК, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство.
На самом деле существуют действенные способы повышения энергоэффективности. Например, в ЖКХ, являющейся, пожалуй, самой проблематичной отраслью российской экономики, улучшить качество и снизить стоимость жилищно-коммунальных услуг возможно благодаря энергосервисному обслуживанию, где первый шаг – проведение энергоаудита здания, а второй – заключение энергосервисного контракта.
Стратегическая задача столицы
Сегодня много говорится об энергосбережении и повышении энергоэффективности, но эти понятия нельзя рассматривать в отрыве от энерговооруженности.
Этот показатель, определенный, например, для потребления электрической энергии в быту, напрямую связан с уровнем жизни населения, и в расчете на одного жителя в Москве он ниже, чем в Нью-Йорке или Токио. Так, жители столицы потребляют электроэнергии порядка 48% от общего потребления городом.
Стратегической задачей Правительства Москвы является не просто энергосбережение, а нахождение разумного баланса между энерговооруженностью и энергосбережением. Такой подход требует фундаментальных изменений в структуре экономики, в структуре потребления, в стереотипах поведения.
Как известно, реализация мероприятий по энергосбережению предшествует проведение энергоаудита.
Цели и задачи энергоаудита
Энергоаудит – одна из самых перспективных и востребованных отраслей консалтинга. Он показывает, где происходят нерациональные потери электричества, газа и тепла.
Целью энергоаудита является разработка мероприятий по повышению энергоэффективности и их ранжирование по эффективности для конкретного объекта.
В результате проведения энергетического обследования показывается потенциальная экономия, которую можно получить при внедрении энергосберегающих мероприятий. В ходе его проведения анализируются затраты на энергию в течение нескольких лет, определяется потенциал энергосбережения обследуемого объекта.
На основе объективных данных о состоянии энергоресурсопотребления, решаются такие задачи, как:
— установление фактического энергопотребления в зданиях;
— предложения по наиболее перспективным техническим решениям;
— эффективность и окупаемость затрат.
Окупаемость рекомендуемых энергосберегающих мероприятий для сегодняшнего уровня энергоемкости в зданиях бюджетной сферы в среднем составляет от 1,5 до 3,5 лет.
Энергосервистный контракт
Ключевым механизмом по привлечению инвестиций для реализации рекомендаций энергоаудита является энергосервисный контракт.
Энергосервисный контракт – общепризнанный во всем мире метод работы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Как вы знаете, в рамках данного вида отношений потребитель не расходует свои средства на энергосбережение: основную часть риска берет на себя энергосервисная компания, которая первую фазу проекта реализует за свой счет.
Энергосервисные контракты могут применяться промышленными предприятиями, учреждениями социальной сферы, организациями, работающими с жилым фондом.
Ожидается, что применение энергосервисных контрактов в бюджетной сфере обеспечит:
— повышение энергоэффективности объектов коммунального имущества;
— оптимизацию бюджетных расходов на оплату;
— привлечение внебюджетных ресурсов в модернизацию имущества.
К сожалению, сегодня практика заключения энергосервисных контрактов (ЭСКО) остается ничтожно малой. Работникам бюджетной сферы сложно понять, как оплачивать энергосервисные контракты, на какую статью относить расходы. Неясно, как объявлять и проводить конкурс по выбору энергосервиской компании.
Отсюда негативное восприятие самой идеи, нерешительность со стороны бюджетных потребителей и осторожность потенциальных инвесторов.
Важным моментом для инвесторов рассматривающих предложения на энергосервис в бюджетной сфере, являются гарантии исполнительной власти, наличие реального интереса у руководителя и трудового коллектива предприятия, гдде предлагается проводить работы по контракту.
Сегодня мэром Москвы С.С. Собяниным приняты ряд решений открывающих широкие возможности как для инвесторов, так и для коллектива на объекте внедрения:
— о сохранении на длительный период базового объема субсидий на содержание бюджетного учреждения;
— об использовании сэкономленных средств на нужды этих учреждений, в том числе на выплаты персоналу (премии, бонусы и т. д.);
— утверждены типовые формы и методики для проведения конкурсных процедур и заключения контрактов.
Таким образом, сегодня реально появилась возможность обсудить проблемы и выработать предложения для широкомасштабного внедрения энергосервисных контрактов.
Например, специально для решения этих вопросов, 20 июня в здании мэрии Москвы на Новом Арбате была проведена первая конференция и выставка «Энергоаудит и энергосервис. Проблемы и решения», организованная Департаментом топливно-энергетического хозяйства Москвы, НП «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха и строительной теплофизике» и НП «Энергоэффективные технологии». Предполагается, что мероприятие станет ежегодным.
Следующим ближайшим форумом, на котором будет обсуждаться развитие энерогоаудита и энергосервиса, станет XXVII конференция и выставка «Москва: проблемы и пути повышения энерогоэффективности», проводимая 26-28 октября 2011.
Энергоаудит и энергосервис являются основными инструментами для решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности российской экономики. Однако практика развития этих направлений показывает, что механизм еще не отлажен и предстоит провести большую работу для нормализации процессов проведения энергетических обследований и заключения энергосервисных контрактов.
Энергосберегающая программа столицы
Напомню также, что 12 апреля 2011 года Правительством Москвы была рассмотрена и одобрена государственная программа «Энергосбережение в городе Москве на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года».
Цель Программы – повышение эффективности использования энергетических ресурсов потребителями города, включая жилищный фонд и системы коммунальной инфраструктуры, в том числе за счет сокращения потерь энергетических ресурсов при их производстве. Преобразовании. Передаче и конечном использовании. А выявить эти потери возможно благодаря качественному проведению энергетических обследований на всех названных этапах.
Реализация Программы позволит добиться к 2016 году экономии электрической энергии – 4 542 млн кВт•ч; тепловой энергии – 6 967 тыс. Гкал; воды – 159 млн м³.
Программа включает в себя и раздел, посвященный энергосервису, путям решения поставленных задач.
Программа находится в стадии обсуждения, после чего будет доработана и внесена на утверждение Правительством Москвы.
Получить более полную информацию о ходе реализации городской программы энергосбережения можно на портале Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, на сайтах департаментов и префектур Москвы.
Е.В. Скляров, руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы.
По вопросам членства в СРО Энергоаудиторов и получения допуска к проведению энергоаудита обращайтесь:
НП СРО «Межрегиональный союз энергоаудиторов «ИМПУЛЬС»
125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, стр. 1, офис 58
Телефон СРО +7 (495) 943-14-48; Факс СРО +7 (495) 759-55-36.