СРО энергоаудиторов (нажмите, чтоб прочитать полностью)

 

Желающим получить допуск СРО к проведению энергетических обследований мы предлагаем:

Выгодные финансовые условия вступления в СРО энергоаудиторов;
Возможность прохождения в СРО курса повышения квалификации (проведение энергетических обследований с целью повышения энергоэффективности и энергосбережения, (72 часа) с выдачей …

Читать далее »
Условия вступления

Новости отрасли

Обучение

Оборудование

Вопрос-ответ

Энергоаудит социальной сферы

Энергоаудит социальной сферы в Архангельской области
Практика, проблемы, предложения

   Прошло почти два года с момента принятия ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

   Сжатые сроки и значимость поставленных в нем задач обуславливают исключительное внимание и беспрецедентно жесткий контроль за выполнением решений в этой области со стороны всех уровней власти.

   Повышение энергоэффективности было обозначено в качестве одного из главных приоритетов развития российской экономики. В рамках закона были приняты решения о реализации ряда мер обязательного характера по обеспечению энергоэффективности, в том числе в государственном секторе. Одна из таких мер — проведение обязательных энергетических обследований.

   С принятием Закона «Об энергосбережении…» рынок энергоаудита в России существенно расширился за счет введения обязательного энергоаудита для большого количества организаций. При этом государство не сформировало требования к обязательному энергоаудиту.

   Закон «Об энергосбережении…» требует практически от всех организаций «провести первое энергетическое обследование» в срок до 31 декабря 2012 года. Это означает, что основной объем работ по обязательному энергоаудиту придется на 2012 год и с учетом первого опыта и анализа полученных результатов потребует координации усилий всех сторон, участвующих в этом процессе, чтобы полученные результаты работ не оказались лишь формальным оформлением энергетического паспорта учреждения. От простой фиксации уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения эффективность экономики не повысится. Необходимо обеспечить качество проводимого энергоаудита на уровне, который позволит практическую реализацию предложенных аудиторами мероприятий в рамках энергосервисных контрактов или путем привлечения внебюджетного финансирования. Ни одна энергосервисная компания не будет заключать договор на основании формального энергообс¬ледования и неграмотно разработанных энергоэффективных мероприятий.

   Про энергоаудит много пишут и много говорят. Что же такое энергоаудит?

   Энергоаудит — это методически и инструментально достоверное обследование по поиску нерационального использования энергии .

   Основные цели энергоаудита — это объективные оценки и предложения по эффективному использованию энергии и энергоресурсов:

• реальный расход потребления энергии и энергоресурсов;
• определения показателей энергоэффективности;
• определение потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности;
• составление перечня типовых мероприятий энергосбережения и их стоимостная оценка;
• составление энергетического паспорта объекта.

   Постараюсь описать общую точку зрения на события, разво¬рачивающиеся на рынке энеpгoаудита в Архангельской области, опираясь на наш собственный практический опыт работы и навыки по проведению мероприятий по эффектив¬ному использованию энергоресурсов и по их экономии.

   В 2011 году впервые в областном бюджете и бюджетах крупных муниципальных образований области были предусмотрены средства на проведение обязательных энергетических обследований объектов социальной сферы.

   Учитывая, что это первый опыт проведения таких работ, годовые бюджеты были спланированы без учета возможных реальных сроков проведения работ по энергоаудиту.

   Большое значение имели и сроки проведения тендеров: как пример:- при выделении средств на второй квартал тендера проводились в апреле, или даже в июне, срок выполнения работ по контракту составлял от 21 до 30 дней, отопительный сезон к началу работ завершен, а по условиям финансирования все работы должны быть завершены в текущем квартале. Энергоаудитор, который соглашается на такие условия, изначально вводит в Заказчика в заблуждение: в указанные время и сроки проведение качественного энергоаудита невозможно.

   По поводу энергоаудита у любого руководителя предприятия (в том числе бюджетного) возникает масса вопросов:

  1. в чем суть выполняемых при энергоаудите работ?
  2. какова продолжительность энергоаудита?
  3. по каким параметрам можно судить о качестве выполненных работ?
  4. где гарантии, что деньги затрачены не впустую?

   Без понимания внутреннего содержания и методологии энергоаудита невозможно представить себе ни объем работ, ни требования к квалификации, ни оценить качество выполненных работ — т.е. все те вещи, знание которых необходимо для того, что бы чувствовать себя «полноценным» заказчиком.

   Все эти вопросы чрезвычайно важны и вполне уместны, поскольку в отличие от привычной сферы материальных взаимоотношений — заплатил деньги — получил и «ощутил» товар, речь идет о финансировании интеллектуального труда.

Кадровое обеспечение энергоаудита

   Закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», впервые, в качестве субъекта энергоаудита, допустил физическое лицо, а также любую форму предпринимательства. Основным требованием к энергоаудитору стало наличие квалификации и членство в СРО энергоаудиторов.

   С учетом того, что все энергоаудиторы работают на одном рынке, не понятны причины установления в законе различных требований к количеству работников у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Недостаточный штат энергоаудиторов у индивидуальных предпринимателей, отсутствие в регионе незанятых специалистов-энергоаудиторов приводит к тому, что к выполнению работ привлекаются неопытные и неподготовленные специалисты.

   Юридические лица, должны иметь квалифици¬рованный штат в составе не менее четырех сотрудников, тогда как индивидуальный предприниматель может стать членом СРО при условии наличия у него знаний в ука¬занной области и (или) наличия знаний в указанной области не менее чем у одного физического лица, заключившего с таким индивидуальным предпринимателем тру¬довой или гражданско-правовой договор, а физическое лицо должно лишь иметь знания в указанной области».

Ценообразование в энергоаудите

   Руководящих документов по определению стоимости проведения энергетического обследования с расценками на энергоаудит конкретно для объектов бюджетной сферы нет.

   Цена энерге¬тического обследования сейчас определяется по результатам запроса котировок, аукционов, а в случае стоимости работ до 100тыс. рублей – по соглашению сторон.

   Большой проблемой является обоснование оценки стои¬мости энергоаудита для заказчика. Зачастую в основу ложится коммерческое предложение конкретной энергоаудиторской компании, не знакомой со структурой бюджетного учреждения и не имеющей опыта проведения таких работ. Стоимость в этом случае определяется просто по примерному количеству зданий, находящихся на балансе без учета таких факторов как число транс-форматорных подстанций, наличие и протяженность инженерных коммуникаций, наличие/отсутствие котельной, протяженность сетей и т.п.

   На рынке энергоаудита постоянно фиксируется демпинговое предложение цены. Предложенная энергоаудитором минимальная цена может составлять 20-25% от заявленной. Есть пример, когда удельная стоимость энергообследования на одно здание в бюджетном учреждении составила 8,4 тыс. рублей, а в рекламных предложениях другого энергоаудитора называется стоимость работ 12,5 тыс. рублей.

Методологическое обеспечение энергоаудита

   Перечень обязательных документов, регулирующих деятельность СРО, установлен законодательно. Все вопросы по составу и содержанию дополнительных документов, определяющих правила, стандарты и методики, отданы на усмотрение СРО.

   Ключевое требование законов — СРО обязано публиковать свои документы, стандарты и правила, не всегда соблюдается.

   При расчете экономических параметров энергосберегающих мероприятий, как правило, не возникает большой погрешности при определении размера инвестиций. Главные ошибки, как показывает анализ, вносятся на этапе обоснования энергетического эффекта предлагаемого мероприятия. Кроме того, аудиторы не обращают внимания на такой параметр, как срок службы мероприятия. Причина — неразработанность общепринятой методической базы определения энергетических эффектов. Это проблема №1 энергоаудита.

   Проблема №2 — объективность проведенного энергоаудита. Энергетические обследования, проведенные различными специалистами, должны привести к одинаковому результату. Но на практике это не так. Причина — отсутствие общепринятой методологии энергоаудита.

В основу методологии энергоаудита в России был взят опыт западных стран.

Инструментальное обеспечение энергоаудита

   Для проведения энергетических обследований предприятий и организаций энергоаудитору необходимо располагать специализированными приборами контроля параметров энергопотребления.

   Правила оснащения энергоаудиторов приборным обеспечением определяют СРО энергоаудиторов. Практика показала, что отсутствие общих для всех минимальных требований к оснащенности энергоаудиторских компаний, выполняющих обязательные энергетические обследования, приводит к тому, что зачастую аудитор не проводит инструментальных замеров в необходимом объеме, даже на объектах, не оборудованных стационарными приборами учета энергоресурсов. Так как стоимость комплекта оборудования может варьироваться в большом ценовом диапазоне, многие энергоаудиторы имеют ограниченный комплект приборов, а заявленная ими стоимость услуг по энергоаудиту не позволяет арендовать приборы под конкретную задачу.

Сроки и качество проведения энергоаудита

   Отсутствие регламентированных требований к обязательному энергоаудиту приводит к тому, что на начальном этапе у всех заказчиков в Арх.области возникли сложности с определением срока выполнения работ по энергетическому обследованию. Формирование сроков энергоаудита проводилось только с учетом периода финансирования данных работ в соответствии с утвержденным Бюджетом.

   Но любая работа, а экспертная работа энергоаудиторов особенно, требует определённых затрат времени. Действующий «Закон об энергосбережении..» определил, что во время энергоаудита проводится анализ потребления ТЭР в учреждении за последние пять лет. Кроме этого необходимо:

  • провести инструментальные обследования;
  • обработать результаты;
  • подготовить и согласовать с заказчиком окончательные редакции отчёта, энергетического паспорта и перечня мероприятий, которые войдут в состав проекта Программы энергосбережения;
  • пройти экспертизу качества работ в экспертной организации СРО и зарегистрировать энергетический паспорт в СРО энергоаудиторов.

   Практика показывает, что качество проведенного энергоаудита и его результаты во многом зависят от опыта и порядочности энергоаудиторов. Аудитор составляет отчет и энергетический паспорт, но что дальше?

   Самое слабое звено многих энергоаудитов — разра¬ботка энергоэффективных мероприятий. Вместо разработки мероприятий – их простое перечисление (зачастую тексты берутся просто из сети Интернет), при этом эффективность мероприятий не рассчитывается, а просто оценивается некими, неизвестно откуда взявшимися процентами. Кроме того, часть пред¬лагаемых начинающими аудиторами мероприятий, просто либо не нужна, и даже вредна, либо вообще не может быть реализована в силу особенностей используемых технологий.

   Предложения по совершенствованию рынка энергоаудиторских услуг:
1. Подготовка методических рекомендаций, регламентирующих объем и порядок работ, выполняемых в рамках обязательного энергетического обследования
2. Разработка единого стандарта профессиональной деятельности энергоаудитора
3. Усиление СРО энергоаудиторов контроля в сфере соблюдения стандартов и правил проведения энергетических обследований.
4. Установление минимальных требований к профессиональному соответствию и оснащенности энергоаудиторской организаций для всех участников рынка без деления по видам предпринимательской деятельности.
5. Подготовка методических рекомендаций по определению стоимости проведения энергетического обследования с расценками на энергоаудит для объектов бюджетной сферы
6. Подготовка методических рекомендаций по расчету экономического эффекта от рекомендуемых энергоаудитором мероприятий по энергосбережению
7. Расширение критериев оценки заявок на энергоаудит организаций бюджетной сферы (сейчас решающее значение имеет наименьшая цена)
8. Защита прав потребителей услуг энергоаудита (определение органа, который будет проводить независимую экспертизу качества проведенного энергоаудита, заниматься разрешением конфликтных и спорных ситуаций при оценке деятельности энергоаудитора).

==================================================================================

По вопросам членства в СРО Энергоаудиторов и получения допуска к проведению энергоаудита обращайтесь:

СРО НП «Межрегиональный союз энергоаудиторов «ИМПУЛЬС»

Россия, 125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, стр. 1, офис 58

Телефон СРО +7 (929) 509-14-48;     Факс СРО +7 (495) 943-14-48.

E-mail: npimpuls@npimpuls.ru                           Skype: npimpuls.ru

Наше СРО Энергоаудиторов работает со всеми регионами России.

Рейтинг@Mail.ru