Энергоэффективность
Энергоэффективность — необходимая составляющая капремонта. От понимания к методике
Весной 2014 г. специально сформированной рабочей группой была проведена работа по выполнению НИР «Подготовка предложений по повышению энергетической эффективности в типовых объектах бюджетной сферы, а также многоквартирных домах при проведении капитального ремонта и реконструкции» по заказу Минэнерго России. Результаты представлены заказчику и, очевидно, будут впоследствии использованы в соответствии с компетентными решениями ответственного ведомства. Цель данного материала — учитывая актуальность вопроса, познакомить с ними профессиональное сообщество.
Описание проблемы
Если коротко, здания учреждений бюджетной сферы сильно изношены и требуют капитального ремонта и реконструкции. Одновременно стоит задача снизить потребление в этом секторе энергоресурсов за счет мероприятий по энергосбережению. Деньги на капремонты хуже или лучше выделяются, но на объектах нет понимания, как их потратить, максимально обеспечив при капремонте повышение энергетической эффективности зданий. Нет четкой системы мониторинга реализации мероприятий по повышению энергоэффективности при проведении капремонтов и механизмов оценки эффективности израсходованных средств. В настоящее время в законодательной и нормативной базе не ставится конкретных задач по достижению определенного уровня энергоэффективности при капремонте.
Аналогичные вопросы актуальны и для жилищного сектора, где также высока доля изношенных зданий, а потери ТЭР чрезмерны (жилые здания потребляют около одной пятой всего объема конечной энергии в России). При этом новое законодательство создает условия для аккумуляции средств жителей на капитальный ремонт, и встает вопрос их эффективного вложения (ФЗ от 28.12.2013 № 417-ФЗ). Однако из перечня обязательных работ по капитальному ремонту, проводимых за счет средств фонда капремонта, сформированного исходя из минимального взноса, исключены мероприятия, способствующие повышению энергоэффективности (такие как установка коллективных приборов учета, утепление фасадов и т.п.). Право включить такие мероприятия в перечень обязательных дано субъектам Федерации на уровне их нормативной базы.
Таким образом, необходимо вооружить лиц, принимающих решения о проведении капитального ремонта и о мероприятиях в его составе, методикой выбора таких мероприятий, которые бы позволили повысить энергетическую эффективность зданий в результате капремонта. Такими лицами, принимающими решения, являются собственники жилья, главные распорядители бюджетных средств, руководители учреждений, финансируемых из всех уровней бюджетов, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти регионального уровня.
Постановка задачи
Одна из сложностей работы заключалась в том, что понимание менялось по мере разворачивания исследования. Заказчик (Минэнерго России) также со временем и рассмотрением первых результатов продолжал развивать свое видение цели и задачи. Более того, по окончании работы, когда все результаты были представлены Заказчику, стали видны необходимые направления дальнейшего развития предложенной методологии, далеко выходящие за рамки первоначально поставленной задачи.
Изначально задача ставилась разработать ряд перечней:
- показателей энергоэффективности для МКД и бюджетных зданий;
- типовых мероприятий в ходе проведения капремонта для обеспечения достижения этих показателей;
- подробных типовых технических решений;
- критериев определения энергоэффективности при капремонте;
- а также дать предложения о механизме контроля качества капремонта.
Однако по мере продвижения работы пришли к необходимости того, что нужен комплекс методических материалов в помощь заказчикам для выбора оптимальных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и зданий бюджетной сферы в целях повышения их энергетической эффективности. Для этого необходимо вооружить вовлеченных лиц знаниями и дать определенные методики:
- предоставить информацию для обеспечения понимания сути предмета;
- научить простейшему энергоаудиту объекта;
- дать перечень основных мероприятий по энергоэффективному капремонту с количественно формализуемыми требованиями к ним, с учетом комплементарности мероприятий;
- научить отбирать мероприятия, подходящие для конкретного объекта;
- научить оценивать эффективность мероприятий, а впоследствии контролировать их качество и достигнутый эффект;
- предоставить справочные данные с описаниями технологий и материалов, которые должны быть использованы, к каждому из мероприятий, а также о наилучших доступных технологиях как высшей планки эффективности;
- предложить некий механизм реализации всего вышеперечисленного, видимо, на региональном уровне (управленческих, административный, финансовый).
Ссылки на источники
Члены авторского коллектива, состав которых не ограничивается авторами данной статьи, обладают собственным опытом в проведении комплексных исследований и реализации проектов по оптимизации энергопотребления на различных типах объектов, профессиональными знаниями, в том числе в сфере устойчивой архитектуры и энергоэффективности зданий. В процессе работы было изучено большое количество информационных источников, прежде всего исследования российских экспертных организаций по данной тематике — Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Аналитического центра при Правительстве РФ, Института экономики города, ЦЭНЭФ, ДепТЭХ города Москвы и др., а также работы ведущих отечественных экспертов — Ю.А.Табунщикова, В.И.Ливчака, В.Г.Гагарина, Г.П.Васильева.
Информационной основой послужили методические и учебные материалы, признанные в отрасли в качестве основополагающих (как, например, справочник по теплопотерям зданий Е.Г.Малявиной), аналитические исследования IFC, Российского энергетического агентства, McKinsey, Европейского соглашения мэров городов; эмпирические исследования в области энергоэффективности зданий — АВОК, Института по изучению пассивных домов в Дармштадте, BASF и Luwoge Consult, Департамента энергетики США, Таллиннского технологического университета, ПРООН и др.
Команда разработчиков проштудировала множество отечественных и зарубежных источников с законодательством и регулирующей базой (в т.ч. директивы ЕС, строительные кодексы США, методики «устойчивого» капремонта Великобритании, исследования состояния зданий и их энергоэффективности в Канаде, Ирландии, Германии и др.); аналитические доклады к крупным заседаниям и совещаниям по тематике ЖКХ и энергоэффективности, резолюции и рекомендации форумов и конференций, отечественные и зарубежные методики и стандарты, в т.ч. LEED, BREEAM, НОСТРОЙ и др.
Объективные сложности
Поскольку повышения энергоэффективности зданий требует сама жизнь, в настоящее время насчитывается целый ряд инициатив, разрабатывающих сопутствующие вопросы. При этом ряд трудностей носят общий и объективный характер, и их придется в любом случае как-то разрешать.
Необходимо понимание целевой аудитории. Даже если вести речь о некоем нормативно-правовом акте (НПА) регионального уровня, в любом случае конечный пользователь методики — лица, принимающие решения о капитальном ремонте зданий и о составе его мероприятий. То есть жильцы-собственники МКД, директора бюджетных учреждений, представители главных распорядителей бюджетных средств. По большей части они не являются специалистами в энергетике зданий, (тепло)энергетике и инженерных системах.
При этом задача ставилась, чтобы пользователи с применением методики смогли быстро, дешево, самостоятельно разобраться в своих объектах и принять достаточно квалифицированное решение по составу мероприятий капитального ремонта с целью повышения энергоэффективности на объекте.
Можно доходчиво объяснить жильцу суть процессов, чтобы создать понимание происходящего, но научить посчитать приведенное термическое сопротивление стен?.. Величину ГСОП для конкретной местности? Удельные теплопотери через ограждающие конструкции?
Насколько реально научить жильцов проводить энергоаудит дома самим? Хорошо бы, конечно, сделать a la комикс от Икеа по сборке шкафа, но здание — не набор досок и шурупов. Это сложные инженерные системы, строительные конструкции большого количества типов, совершенно различные условия регионального климата, функциональной принадлежности зданий, условий их эксплуатации, износа, и т.д. Можно узнавать о болезнях и методах лечения из популярных телепередач, но лечиться надо по рекомендациям врача. Аналогично — нужно расширять кругозор, знать свое здание, его инженерные системы и их энергопотребление, но провести реальный энергоаудит, как и дать гарантированные рекомендации, может только профессионал в «полевой работе» на конкретном объекте. «Лечить» здание типовой методикой дистанционно можно лишь до определенного предела. Команда разработчиков вынуждена была при разработке методики этот предел искать.
Заказчик хотел простую и понятную методику, не занудную. С другой стороны, необходимо провести группировку и типологизацию (потребителей энергии, зданий по годам, материалам стен, подключению к инженерным системам, регионам и климату), сориентировать потребителя по неким нормам энергопотребления, по ценам, затратам на капремонт и ожидаемым эффектам — а это уже большие справочные таблицы. Очевидно, что любая типологизация и любые обобщения сложны тем, что очень много различий, начиная с климатических. Много конкретной специфической информации — сложно воспринять, мало — не учитывает всего разнообразия и приводит к погрешность от реальности.
Кроме того, мало пока среди резидентов зданий и лиц, принимающих решения, информированности и понимания вопроса, любую подобную методику надо начинать с объяснений. Поэтому в ней появился элемент ликбеза — что здание является интегральной системой, на потребление энергии которой влияет множество факторов, какие ресурсы как поставляются, какими способами потребляются, как учитываются, и т.п.
Логика работы
Коротко показать, как двигалась мысль разработчиков, поможет следующая схема, где продемонстрированы задачи, поставленные в процессе работы, и что было сделано для их решения.
Схема 1. Логика работы над задачей
* цветом выделены пункты, необходимость в которых определилась уже в процессе работы, они формируют перспективные направления
Что вышло в итоге
Итоговый перечень результатов работы, сданных заказчику, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Блоки |
Важнейшие результаты работы |
Диагностика | 1. Методика выявления резервов реконструируемых зданий для подбора ключевых мероприятий капитального ремонта (многоквартирные дома и отдельно 6 отраслей бюджетной сферы) |
Мероприятия | 2. Перечень типовых мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности в многоквартирных домах и в зданиях объектов бюджетной сферы (около 85 позиций, со ссылками, эффектами) |
3. Минимальный перечень наиболее эффективных мероприятий для многоквартирных зданий, отдельно — для зданий ОБС, с указанием источников потерь, с обоснованием выбора, примерным расчетом эффекта, обозначением косвенных эффектов и механизмами внедрения, с подробным примером по светопрозрачным конструкциям | |
4. Перечень-матрица мероприятий по энергосбережению в зданиях с сопутствующими комплементарными мерами для повышения интегральной эффективности капремонтов | |
Анализ | 5. Анализ зарубежного опыта проведения капитальных ремонтов и реконструкции зданий, приоритеты, меры политики, показатели эффективности, примеры |
6. Сравнение российских и зарубежных нормативных требований энергоэффективности зданий | |
Оценка и мониторинг | 7. Методика интегральной технико-экономической оценки эффективности проведения мероприятий по капитальному ремонту зданий |
8. Организационно-техническая система мониторинга эффективности проведения мероприятий капитального ремонта (цели, задачи, функции, набор организационных мер) | |
Внедрение | 9. Проект НПА для регионов по утверждению минимально необходимого перечня мер по энергоэффективности в составе капитального ремонта |
Перспектива | 10. Архитектура технической системы мониторинга энергопотребления после проведенного капитального ремонта |
11. План первоочередных мероприятий — «дорожная карта» по повышению эффективности выполняемых мероприятий по энергосбережению в составе капитального ремонта зданий, с предложениями поправок в действующие НПА | |
12. Структура и задачи нового комплексного СНиП «Энергоэффективность зданий и сооружений» |
Остановимся более подробно на основных результатах.
Методика выявления резервов
Из первоначально разработанных методики экспресс-аудита, перечня мероприятий и путеводителя по ним в окончательном варианте получилась Методика выявления резервов реконструируемых зданий для подбора ключевых мероприятий капитального ремонта для многоквартирных домов и отдельно зданий шести отраслей бюджетной сферы. Схематично она представлена на схеме 2.
Схема 2. Состав Методики выявления резервов энергоэффективности.
Перечень типовых мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности в многоквартирных домах и в зданиях объектов бюджетной сферы представляет из себя таблицу, где собран возможно полный список типовых, классифицированных мероприятий: описано содержание мероприятия, ограничения и оговорки для его реализации, указаны связанные мероприятия, уровень затратности, ожидаемый процент экономии, и приведены конкретные примеры из отечественной и зарубежной практики.
Мероприятия сгруппированы следующим образом:
- экономия тепловой энергии:
- мероприятия по повышению тепловой защиты наружных стен;
- мероприятия по повышению тепловой защиты холодных чердачных перекрытий;
- мероприятия по повышению тепловой защиты перекрытий над холодным подвалом;
- мероприятия по повышению тепловой защиты скатных кровель и мансард;
- мероприятия по повышению тепловой защиты плоских кровель (совмещенное покрытие);
- мероприятия по повышению тепловой защиты окон, дверей подъездов, дверей квартир и фонарей (с вертикальным остеклением и зенитных);
- мероприятия по снижению тепловых потерь в местах общего пользования (МОП);
- мероприятия по повышению энергетической эффективности систем вентиляции;
- мероприятия по повышению энергетической эффективности системы отопления и горячего водоснабжения (ГВС);
- экономия электрической энергии:
- мероприятия по повышению энергетической эффективности систем освещения придомовой территории;
- мероприятия по повышению энергетической эффективности систем освещения мест общего пользования (МОП);
- мероприятия по повышению энергетической эффективности инженерного оборудования здания;
- экономия воды:
- мероприятия по снижению потребления холодной воды;
- мероприятия по снижению потребления горячей воды;
- экономия природного и сжиженного газа
- общестроительные инновации, использование вторичных энергоресурсов и возобновляемых источников энергии
Отдельно был составлен Минимальный перечень работ по повышению энергоэффективности, провидимых в ходе капитального ремонта (реконструкции). Пример описания одного из мероприятий в нем приведен в таблице 2.
Таблица 2. Пример описания мероприятия в Минимальном перечне
№ п/п |
Источник потери энергоресурса |
Мероприятие |
Ожидаемый энергоэффект |
Удорожание капремонта (реконструкции) |
Срок окупаемости |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Светопрозрачные конструкции |
|||||||
|
Низкий уровень тепловой защиты светопрозрачных конструкций, повышенная инфильтрация в силу изношенности конструкций либо их морального устаревания | Замена существующих устаревших и неэффективных конструкции на современные, с высоким уровнем тепловой защиты и герметичностью (характеристики приведены в Приложении). |
В состав конкурсной документации на размещение заказа на заключение договора подряда включить обязательное требование о предоставлении протокола испытаний по ГОСТ 26602.1-99, выполненных аккредитованной лабораторией для каждого типоразмера заменяемых окон, либо для составных элементов (профиль, стеклопакет, дистанцирующая рамка) и протокол расчета приведенного термического сопротивления каждого типоразмера конструкций (в данном случае Протокол должен быть согласован с региональным центром энергосбережения).
При этом, исключить возможность представления сертификата на окна размеры которого не соответствуют заказываемым и используемым в ходе осуществления капитального ремонта (реконструкции).Сокращение на 20-51% от величины тепловых потерь через светопрозрачные конструкции (расчет согласно Приложению)Нет.
Требование действующих норм (СП 50.13330.2012, раздел 5, таблица 3)11-39 лет
(расчет см. Приложение)
Улучшаются параметры микроклимата в помещении (повышается температура внутренней поверхности стекол (регламентируется СП 50.13330.2012, раздел 5, таблица 5 и ГОСТ 30494-2011, раздел 4, Таблица 1), снижается скорость движения воздуха в помещении (ГОСТ 30494-2011, раздел 4, Таблица 3), снижается потребная мощность системы отопления (экономия на источнике, сетях, снижение потерь при передаче)Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по повышению энергетической эффективности при проведении капитального ремонта, реконструкции объектов бюджетной сферы и многоквартирных домов» (наименование рабочее). Требуется согласование с собственниками жилых помещений
В целом состав Минимального перечня можно представить схематически (рис.1).
Рис. 1. Визуализация минимального перечня мероприятий по обеспечению повышения энергоэффективности зданий при капремонте
Поскольку ряд мероприятий не имеет смысла делать по отдельности, не сопровождая другими, во избежание неэффективных материальных трат и для обеспечения максимального эффекта от капитального ремонта был сформирован еще Перечень-матрица мероприятий по капитальному ремонту зданий, где указаны сопутствующие, комплементарные (взаимоувязанные и дополняющие) меры.
Таблица 3. Пример описания мероприятия в Перечне-матрице комплементарных мер
Основное мероприятие |
Требование к результату (подлежат явному включению в задание на проектирование, техническое задание) |
Комментарий |
Комплементарные мероприятия (подлежат обязательному выполнению вместе с основным мероприятием) |
Минимальные требования к комплементарному мероприятию |
•1. Ограждающие конструкции — как правило, ремонт выполняется в комплексе |
||||
Замена окон и балконных наружных дверей | Приведенное сопротивление теплопередаче соответствующих конструкций не менее 0.6 (м2∙0С)/Вт (для градусо-суток отопительного периода 6000 0С∙сут/год) |
Монтаж должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 30971-2002 «Швы монтажные узлов примыканий оконных блоков к стеновым проемамДля каждого региона, в зависимости от величины градусо-суток отопительного периода выбираются соответствующие требования по СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003». Как правило, для выполнения этого требования необходимо использование стеклопакетов с тремя стеклами, низкоэмиссионным покрытием и оконным профилем, с термическим сопротивлением не менее 0.6 (м2∙0С)/Вт (для градусо-суток отопительного периода 6000 0С∙сут/год)
В настоящее время требования ГОСТ 30971-2002 не носят обязательного характера, в связи с широкой практикой отклонения от требований данного ГОСТ при монтаже окон необходимо требование отразить в техническом задании, обеспечить пооперационный контроль монтажа1.Адаптация системы отопления к меняющейся тепловой нагрузке1
Система автоматического регулирования температуры отопления с учетом температуры наружного воздуха2. Промывка системы отопления2
При выполнении промывки обеспечить контроль эффективности удаления отложений3. Наладка и балансировка системы отопленияОсуществляется с учетом изменений, внесенных в систему отопления. Внедряется автоматическая раздельная балансировка по стоякам системы отопления.4. Установка малоинерционных отопительных приборов (алюминиевых, биметаллических радиаторов, стальных радиаторов и конвекторов), снабженных автоматическими терморегуляторамиЗамена отопительных приборов должна производиться на основе разработанного проекта. По окончанию монтажа должна производиться наладка и балансировка системы отопления.5. Замена однотрубной системы отопления на двухтрубнуюОбеспечить автоматическую раздельную балансировку стояков системы отопления.6. Установка приборов учета тепловой энергииОбеспечить соответствие узла учета требования ТУ поставщика тепловой энергии
Примечания к таблице 3.
1 Мероприятие не выполняется, если на объекте уже используется система, соответствующая или превосходящая (ИТП) минимальные требования к данному мероприятию
2 Мероприятие не выполняется, если предыдущая промывка была проведена ранее чем 3 года назад
Для подкрепления экономическими аргументами выбора технических решений в комплекте методических материалов сформирована Методика технико-экономического обоснования мероприятий. Ее предлагается использовать для оценки эффективности и финансовой реализуемости мероприятий, для принятия решений об источниках финансирования, если надо сравнить экономические последствия однотипных альтернативных мероприятий, для сравнения экономической эффективности мероприятий и технических решений разного типа в условиях дефицита финансовых средств и выбора наиболее финансово эффективного, для подготовки технико-экономических обоснований в т.ч. для потенциальных инвесторов, для принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации мероприятий (технических решений) в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).
В основу оценки экономической эффективности положены несколько базовых принципов: расчет на протяжении всего жизненного цикла объекта (реконструируемого участка); моделирование денежных потоков на каждом этапе жизненного цикла; приведение различных вариантов в сопоставимые условия для корректного сравнения, в т.ч. посредством дисконтирования. Необходимо учитывать наиболее существенные последствия проекта как количественные, так и качественные (улучшение микроклимата, повышение комфорта и т.п.).
Для оценки экономической эффективности предлагаются к использованию несколько показателей, в зависимости от субъекта оценки и ее целей (простой и дисконтированный срок окупаемости, расходы за срок службы, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, рентабельность инвестиций). Ни один из них не отражает полностью все особенности проекта, более того, в ряде случаев они могут оказаться противоречивыми, что делает особенно важным интерпретацию результатов и ранжирование показателей, их сочетание в соответствии с конкретными целями и условиями.
Достойно упоминания в качестве отдельного результата исследовательской работы обобщение зарубежного опыта регулирования энергетической эффективности зданий, в том числе при их капитальном ремонте и реконструкции. Тезисно основные выявленные принципы представлены на рис. 2.
Рис. 2. Основные принципы регулирования обеспечения энергоэффективности зданий при капремонте, мировой опыт
Вся предварительная работа и полученные результаты позволили предложить интегральный комплексный документ — План первоочередных мероприятий — «дорожную карту» по повышению эффективности выполняемых мероприятий по энергосбережению в составе капитального ремонта зданий, содержащий, в том числе, предложения поправок в действующие нормативно-правовые акты.
В Плане предложены три основных направления: первоочередные мероприятия на ближайшие два года; совершенствование нормативно-технических документов по капитальному ремонту зданий в части учета в них требований повышения энергоэффективности; структуризация информации о фактическом состоянии энергоэффективности объектов бюджетной сферы, МКД в целях определения приоритетов для проведения капитального ремонта (реконструкции).
В частности, в ближайшие два года предлагается сформировать минимальный перечень первоочередных работ и включить его в планы проведения капремонта на уровне регионов; включить в перечень критериев определения очередности проведения капитального ремонта в МКД обязательный критерий «уровень энергопотребления»; соответствующим образом изменить условия предоставления субсидий региональным бюджетам на реализацию региональных программ в области энергосбережения и программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В части совершенствования НПА предложено, прежде всего, разработать Свод правил «Энергоэффективность зданий, строений, сооружений». А также — ввести обязательность разработки проектной документации при проведении капремонта в рамках региональных программ; включить в действующие Своды правил требование об обязательном достижении зданием после капремонта на первом этапе внедрения требования — класса энергоэффективности «С», впоследствии — приведение объектов в соответствие со СП «Энергоэффективность зданий, строений, сооружений» (наименование рабочее).
В направлении упорядочения информации о фактическом состоянии энергоэффективности объектов бюджетной сферы и МКД для определения приоритетов для проведения капитального ремонта необходимо совершенствовать существующие информационные системы в области энергосбережения, сформировать систему федеральных и региональных операторов энергоэффективности; создать базы лучших практик по энергосбережению и повышению энергоэффективности, обновить формы статистического наблюдения проведения капитального ремонта (реконструкции) объектов бюджетной сферы, МКД.
Отдельно остановимся на предлагаемом к разработке Своде правил «Энергоэффективность зданий, строений, сооружений». Кратко представить его состав можно следующим образом (схема 3).
Схема 3. Предлагаемые компоненты СП «Энергоэффективность зданий, строений, сооружений»
Заключение
В составе методики рассмотрены основные этапы планирования капитального ремонта — выявление резервов реконструируемых зданий в области энергосбережения; минимальный перечень наиболее эффективных мероприятий с обозначением косвенных эффектов и взаимосвязи отдельных мероприятий в целях повышения суммарной эффективности капремонтов с конкретными техническими и технологическими требованиями к выполняемым работам. Материалы содержат методику интегральной технико-экономической оценки эффективности мероприятий.
На основе анализа отечественного и зарубежного опыта государственной политики требований к показателям энергоэффективности зданий и проведения капитальных ремонтов в бюджетной сфере и МКД выявлены базовые принципы и даны предложения по их применению.
В процессе научно-исследовательской работы стали видны перспективные направления, которые следует развивать с привлечением экспертного сообщества и специализированных организаций, институтов развития, аналитических центров. Требует обсуждения и доработки План первоочередных мероприятий («дорожная карта») по повышению эффективности выполняемых мероприятий по энергосбережению в составе капитального ремонта зданий, а также возможная структура комплексного СП «Энергоэффективность зданий и сооружений». Серьезным прорывом стала бы и автоматизация системы мониторинга состояния зданий бюджетной сферы и МКД и проведения их капитальных ремонтов. Для этого необходимо разработать взаимоувязку новых и действующих муниципальных и региональных информационных систем в сфере ЖКХ и энергоэффективности, а также федеральных ГИС «Энергоэффективность» и ГИС ЖКХ.
В силу широкого охвата вопросов и их комплексности, чрезвычайно сжатых сроков на реализацию научно-исследовательского проекта, проделанная коллективом разработчиков работа также требует дальнейшего осмысления и дополнения, дальнейшего развития силами экспертного сообщества.
Е.Гашо, эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ,доцент МЭИ, к.т.н., руководитель коллектива разработчиков | |
А. Пирогов, главный инженерГБО СО «Институт энергосбережения», MSc | |
М. Степанова, экспертУральского филиала АСМС, к.э.н. |
==================================================================================
По вопросам членства в СРО Энергоаудиторов и получения допуска к проведению энергоаудита обращайтесь:
СРО НП «Межрегиональный союз энергоаудиторов «ИМПУЛЬС»
Россия, 125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, стр. 1, офис 58
Телефон СРО +7 (495) 943-14-48; Факс СРО +7 (495) 943-14-48.
Наше СРО Энергоаудиторов работает со всеми регионами России.