Энергоэффективность зданий 3.
Энергоэффективность зданий
Продолжение. Микаэлла Холл:
В ходе пересмотра Директивы EPBD было введено новое требование: страны ЕС должны установить минимальные значения энергетических характеристик для инженерного оборудования существующим зданиям?
Дело в том, что в существующих зданиях замена отдельных инженерных элементов системы производится намного чаще, нежели полная модернизация. Соответственно, минимальные требования к энергоэффективности для инженерного оборудования будут крайне важны в процессе оперативного перехода к существующему фонду зданий с низким энергопотреблением.
Более того, в случае замены или модернизации элемента здания, который оказывает значительное влияние на его энрегоэффективность (включая случаи, когда инженерная система является частью определенного элемента здания), необходимо принимать меры с целью обеспечения минимальных требований энергоэффективности (ст. 4.1 и ст. 2(9)).
Какие инженерные системы являются самыми важными в здании?
Думаю, имеет смысл оценивать важность систем в соответствии с их ролью в энергопотреблении зданий в целом. Таким образом, на первое место по энергопотреблению можно вынести систему ОВК и ГВС. Также следует учитывать систему освещения, на долю которой, например, в офисном здании, приходится более 20% потребления электроэнергии (в жилых домах не превышает 10%).
Расчет инженерных систем и выбор соответствующего оборудования могут оказать значительное влияние на их производительности для систем должно сопровождаться применением дополнительных методов испытаний и вычислений, при использовании классификации энергоэффективности, разработанной в соответствии с другими Директивами, такими как директива по экодизайну 2009/125/ЕС и директива по маркировке энергоэффективности 2010/30/ЕС. Таким образом, требования к энергоэффективности могут быть заданы в строительных нормах, к примеру, с учетом рабочего диапазона вентиляторов и циркуляционных насосов, когда они заменены или модернизированы.
Каким образом предполагается стимулировать работы по повышению энергоэффективности?
Один из самых важных, но, конечно, не единственных стимулов, является финансовое стимулирование, которое работает наиболее эффективно при наличии национального фонда поддержки мероприятий по улучшению энергоэффективности задний. Куда поступают средства из различных источников вплоть до местного уровня. Такие фонды служат мощнейшим рычагом для поддержки государственного и частного финансирования и в целом создают привилегированные кредиты и/или гранты. Инициатива, предложенная немецким банком KfW, поспособствовала модернизации 812 тыс. зданий за трехлетний период, что позволило сократить выбросы углекислого газа на 2,4 млн. т в год и ежегодно сохранять приблизительно 202 тыс. рабочих мест. Нужно отметить, что такие финансовые схемы могут создавать не только страны ЕС с мощной экономикой. Например, за последние годы Эстонии удалось создать эффективно работающий оборотный фонд.
В некоторых странах-челнах ЕС предусмотрено наказание за неисполнение нормативных требований. Применяются ли на практике данные меры и какова их эффективность?
Действительно, на данном этапе несколько стран-членов ЕС рассматривают возможность наложения штрафных санкций в случае несоблюдения нормативных требований. Например, во Фландрии (область Бельгии) действует такой закон. Если для элемента здания не выполняется минимальное требование к энергоэффективности (при этом для выполнения этих требований понадобились инвестиции, окупаемые не более чем за 8 лет), то налагается существенный штраф. В Германии налагаются штрафы в размере до 15 000 евро в случае, если энергетические паспорта зданий выдаются лицами, не соответствующими квалификационными требованиями, либо если документация не предоставлены должным образом. Тем не менее, стоит отметить, что крайне важным для применения системы санкций является то, что другие участники рыночной системы знают об условиях наказания и предоставляют необходимую информацию (жалобу), на основании которой налагается штраф. Таким образом, новая Директива EPBD предусматривает улучшенную систему независимого регулирования, предусмотренную как для энергетических паспортов. Так и для инспекционных отчетов с выборочными проверками.
Ужесточение требований Директивы EPBD, по сути, является политическим решением. Есть ли у Комиссии планы по дальнейшему ужесточению требований? Например, когда планируется представить следующие версии Директивы EPBD?
Комиссия придерживается мнения, что наиболее значимой и весомой задачей на данном этапе является обеспечение надлежащего и своевременного внедрения новой Директивы EPBD. Это позволит, в свою очередь, запустить процесс наказаний в случае, если страны ЕС не будут выполнять требования Директивы. В случае успешного внедрения требований можно достичь дополнительного рентабельного снижения потребления электроэнергии на 5,9-7,6 %. Новая Директива EPBD предусматривает следующий пересмотр не позднее января 2017 года, что соответствует пятилетнему периоду с момента начала проведения преобразований.
Существуют другие директивы, регулирующие энергопотребление зданий. Что изменилось в этой сфере?
Действительно, существуют и другие инициативы, непосредственно затрагивающие здания и их энергопотребление. Например, Директива по экологической маркировке зданий и Директива по экопроектированию энергетической продукции.
В настоящее время проводятся дополнительные исследования для введения системы экологической маркировки зданий. Это добровольная система, и ее логотип (рис.) размещается на самых различных продуктах, таких как краска, моющие средства, матрасы, лампочки, телевизоры и бумага. Цель – показать потребителям, какие продукты на рынке наименее вредны для экологии. Анализ основывается на всех применимых экологических аспектах на протяжении всего жизненного цикла, а не только энергопотреблении.
Директива по экопроектированию устанавливает обязательные минимальные требования энергоэффективности (или максимальные уровни потребления) для продажи продукции на рынке ЕС. В течение следующих двух лет будут приняты меры по внедрению данной системы для водонагревателей, кондиционеров воздуха, вентиляторов и бойлеров.
Область действия обеих упомянутых Директив недавно была расширена, и теперь распространяется на элементы конструкции, что позволит устанавливать требования, например, для окон. Однако разработка требования для такой продукции пока еще не ведется.
Журнал Энергосбережение, 2011, № 2, стр. 36
По вопросам членства в СРО Энергоаудиторов и получения допуска к проведению энергоаудита обращайтесь:
НП СРО «Межрегиональный союз энергоаудиторов «ИМПУЛЬС»
Россия, 125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, стр. 1, офис 58
Телефон СРО +7 (495) 943-14-48; Факс СРО +7 (495) 759-55-36.
Наше СРО Энергоаудиторов работает со всеми регионами России.