Климатическое регулирование
Повышение энергоэффективности – наиболее целесообразный путь климатического регулирования в России
Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян принял участие в конференции «Инвестиции в климат: новая парадигма экономического развития России» и выступил с докладом о путях выполнения обязательств по Парижскому климатическому соглашению. Мероприятие было организовано общественной организацией «Деловая Россия» и Министерством экономического развития РФ.
Россия является одной из 194 стран, подписавших в декабре 2015 года Парижское соглашение по климату. Согласно его условиям, Россия взяла на себя обязательство по снижению выбросов парниковых газов к 2030 году на 25–30 % по сравнению с уровнем 1990 года.
По оценкам ИПЕМ, Россия может выполнять данное обязательство, не принимая при этом радикальных мер, угрожающих социально-экономическому развитию страны. Расчеты Института показали, что если энергоемкость российской экономики будет снижаться на 1,1 % в год, то обязательство по выбросам будет выполнено даже при сохранении текущего топливного баланса, объемов поглощения CO2 лесами и при темпах роста ВВП на 2,5 % в год.
Темпы снижения энергоемкости на 1,1 % в год были заложены в изначальную редакцию госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики». Реально за последние 8 лет энергоемкость экономики снижалась лишь на 0,6 % в год. Как отметил на конференции Юрий Саакян, именно стимулирование повышения энергоэффективности может, с одной стороны, позволить выполнить международные природоохранные обязательства России, а с другой – повысить конкурентоспособность экономики. Это продиктовано тем, что Россия обладает высоким потенциалом повышения энергоэффективности, большинство мер повышения энергоэффективности являются рентабельными для инвесторов, а работа в данном направлении приведет в перспективе к снижению цен на товары и услуги.
Альтернативные подходы к регулированию выбросов парниковых газов (ввод налогов на топливо или платежей за выбросы) будет негативно отражаться на экономике России, ускоряя инфляцию и снижая конкурентоспособность промышленности. «Ввод прямых платежей за выбросы парниковых газов (в виде углеродного сбора или систем торговли квотами) в России нецелесообразен, — указал Саакян. — Эта мера слишком радикальна: она приведёт как к росту цен на товары и услуги, так и к росту издержек отраслей ТЭК».
В июле 2016 года ИПЕМ представил аналитический доклад «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России», где отмечал существенные риски выполнения условий соглашения для России. По оценкам Института, ввод в России налога на выбросы в размере 15 долларов США за тонну эквивалента CO2 потребует ежегодных выплат в размере 42 миллардов долларов США или 3,2–4,1 % ВВП за 2015 год. Если ставка налога на выбросы составит 35 долларов США за тонну эквивалента CO2, то объем выплат составит 7,5–9,6 % ВВП. Усиление налогового бремени грозит стать причиной закрытия множества предприятий и ликвидации целых отраслей промышленности, что приведет к сокращению сотен тысяч рабочих мест в таких отраслях, как добыча угля, нефтегазовая промышленность, сельское хозяйство, металлургия, производство строительных материалов и удобрений.
==================================================================================
По вопросам членства в СРО Энергоаудиторов и получения допуска к проведению энергоаудита обращайтесь:
СРО НП «Межрегиональный союз энергоаудиторов «ИМПУЛЬС»
Россия, 125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, стр. 1, офис 58
Телефон СРО +7 (929) 509-14-48; Факс СРО +7 (495) 943-14-48.
E-mail: npimpuls@npimpuls.ru Skype: npimpuls.ru
Наше СРО Энергоаудиторов работает со всеми регионами России.