СРО энергоаудиторов (нажмите, чтоб прочитать полностью)

 

Желающим получить допуск СРО к проведению энергетических обследований мы предлагаем:

Выгодные финансовые условия вступления в СРО энергоаудиторов;
Возможность прохождения в СРО курса повышения квалификации (проведение энергетических обследований с целью повышения энергоэффективности и энергосбережения, (72 часа) с выдачей …

Читать далее »
Условия вступления

Новости отрасли

Обучение

Оборудование

Вопрос-ответ

Методика энергосбережения

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВОПРОСАМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ (ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

Программа энергосбережения1.ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
1.1. Термины и понятия
1.2. Пояснения к терминам
2.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
2.1. Общие положения
2.2. Нормативные документы
3.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
4.РАЗРАБОТКА ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
4.1 ТИПОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
4.2 ТИПОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
4.3 ПРИМЕРЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО сокращению расхода ЭНЕРГОРЕСУРСОВ
5.ЭНЕРГОАУДИТ
6.ПРИБОРНЫЙ УЧЁТ
7.ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ бюджетного учреждения

1. ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Приведенные здесь термины введены:
— ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009г. № 261-ФЗ (п.1-9);
— ГОСТ Р 51387 99 (п.10-31),
и устанавливают единый понятийный аппарат и формализованный технический язык в отношении рационального и экономного использования энергетических ресурсов. Для каждого понятия установлен один термин. К терминам, отмеченным знаком (*), даются пояснения.

1.1. Термины и понятия

1. Энергетический ресурс (ЭР)- носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная или другой вид энергии).
2. Вторичный энергетический ресурс (ВЭР) — энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса.
3. Энергосбережение — реализация организационных, правовых, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объёма используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объёма произведённой продукции, выполненных работ, оказания услуг).
4. Энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведённым в целях получения такого эффекта, применительно у продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
5. Класс энергетической эффективности – характеристика продукции, отражающая её энергетическую эффективность.
6. Энергетическое обследование (энергоаудит) – сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объёме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
7. Энергосервисный договор (контракт) – договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
8. Организация с участием государства или муниципального образования – юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям.
9. Регулируемые виды деятельности — виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).
10. Энергоноситель: вещество в различных агрегатных состояниях (твердое, жидкое, газообразное) либо иные формы материи (плазма, поле, излучение и т. д.), запасенная энергия которых может быть использована для целей энергоснабжения.
11. Природный энергоноситель*- энергоноситель, образовавшийся в результате природных процессов.
12. Произведенный энергоноситель*- энергоноситель, полученный как продукт производственного технологического процесса.
13. Топливо — вещества, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности для получения тепловой энергии, выделяющейся при его сгорании.
14. Первичная энергия — энергия, заключенная в ЭР.
15. Полезная энергия*- энергия, теоретически необходимая (в идеализированных условиях) для осуществления заданных операций, технологических процессов или выполнения работы и оказания услуг.
16. Возобновляемые энергетические ресурсы*- природные энергоносители, постоянно пополняемые в результате естественных (природных) процессов.
17. Энергоустановка — комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенных для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии (ГОСТ 19431).
18. Рациональное использование энергоресурсов*= использование топливно энергетических ресурсов, обеспечивающее достижение максимальной при существующем уровне развития техники и технологии эффективности, с учетом ограниченности их запасов и соблюдения требований снижения техногенного воздействия на окружающую среду и других требований общества (ГОСТ 30166).
19. Экономия энергоресурсов*- сравнительное в сопоставлении с базовым, эталонным значением сокращение потребления ЭР на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг установленного качества без нарушения экологических и других ограничений в соответствии с требованиями общества.
20. Непроизводительный расход энергоресурсов — потребление ЭР, обусловленное несоблюдением или нарушением требований, установленных государственными стандартами, иными нормативными актами, нормативными и методическими документами.
21. Энергосберегающая политика — комплексное системное проведение на государственном уровне программы мер, направленных на создание необходимых условий организационного, материального, финансового и другого характера для рационального использования и экономного расходования ЭР.
22. Энергетический баланс*- система показателей, отражающая полное количественное соответствие между приходом и расходом (включая потери и остаток) ЭР в хозяйстве в целом или на отдельных его участках (отрасль, регион, предприятие, цех, процесс, установка) за выбранный интервал времени.
23. Энергетический паспорт промышленного потребителя ЭР- нормативный документ, отражающий баланс потребления и показатели эффективности использования ЭР в процессе хозяйственной деятельности объектом производственного назначения и могущий содержать энергосберегающие мероприятия.
24. Энергетический паспорт гражданского здания — документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, ограждающих конструкций и устанавливающий соответствие их требованиям нормативных документов.
25. Энергосберегающая технология — новый или усовершенствованный технологический процесс, характеризующийся более высоким коэффициентом полезного использования ЭР.
26. Сертификация энергопотребляющей продукции — подтверждение соответствия продукции нормативным, техническим, технологическим, методическим и иным документам в части потребления энергоресурсов топливо и энергопотребляющим оборудованием.
2.1.3. Показатели эффективности использования энергетических ресурсов
27. Коэффициент полезного использования энергии — отношение всей полезно используемой в хозяйстве (на установленном участке, энергоустановке и т. п.) энергии к суммарному количеству израсходованной энергии в пересчете ее на первичную.
28. Коэффициент полезного действия — величина, характеризующая совершенство процессов превращения, преобразования или передачи энергии, являющаяся отношением полезной энергии к подведенной.
29. Потеря энергии*- разность между количеством подведенной (первичной) и потребляемой (полезной) энергии.
30. Полная энергоемкость продукции — величина расхода энергии и (или) топлива на изготовление продукции, включая расход на добычу, транспортирование, переработку полезных ископаемых и производство сырья, материалов, деталей с учетом коэффициента использования сырья и материалов.
31. Энергоемкость производства продукции*- величина потребления энергии и (или) топлива на основные и вспомогательные технологические процессы изготовления продукции, выполнение работ, оказание услуг на базе заданной технологической системы.

1.2. Пояснения к терминам
1. Природный энергоноситель
К природным энергоносителям относят, например, воду гидросферы (при использовании энергии рек, морей, океанов); горячую воду и пар геотермальных источников; воздух атмосферы (при использовании энергии ветра); биомассу; органическое топливо (нефть, газ, уголь и т. д.).
2. Произведенный энергоноситель
К произведенным энергоносителям относятся, например, сжатый воздух, водяной пар различных параметров котельных установок и других парогенераторов; горячая вода; ацетилен; продукты переработки органического топлива и биомассы и т. п.
3. Вторичный энергетический ресурс
Наиболее часто встречаются вторичные ЭР в виде тепла различных параметров и топлива. Например, к ВЭР в виде тепла относят нагретые отходящие газы технологических агрегатов; газы и жидкости систем охлаждения; отработанный водяной пар; сбросные воды; вентиляционные выбросы, тепло которых может быть полезно использовано. К ВЭР в виде топлива относят, например, твердые отходы, жидкие сбросы и газообразные выбросы нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, химической, целлюлозно бумаж¬ной, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности, в частности доменный газ, древесную пыль, биошламы, городской мусор и т. п.
4. Полезная энергия
Примеры определения термина:
а) в освещении – по световому потоку ламп;
б) в силовых процессах:
– для двигательных процессов – по рабочему моменту на валу двигателя;
– для процессов прямого воздействия – по расходу энергии, необходимому в соответствии с теоретическим расчетом для заданных условий;
в) в электрохимических и электрофизических процессах – по расходу энергии, необходимому в соответствии с теоретическим расчетом для заданных условий;
г) в термических процессах – по теоретическому расходу энергии на нагрев, плавку, испарение материала и проведение эндотермических реакций;
д) в отоплении, вентиляции, кондиционировании, горячем водоснабжении, холодоснабжении – по количеству тепла, полученному пользователями;
с) в системах преобразования, хранения, транспортирования топливно энер¬ге¬ти¬чес¬ких ресурсов – по количеству ресурсов, получаемых из этих систем.
5. Возобновляемые энергетические ресурсы
Возобновляемые ЭР основаны на использовании возобновляемых источников энергии: солнечного излучения, энергии ветра, рек, морей и океанов, внутреннего тепла Земли, воды, воздуха; энергии естественного движения водных потоков и существующих в природе градиентов температур; энергии от использования всех видов биомассы, получаемой в качестве отходов растениеводства и животноводства, искусственных лесонасаждений и водорослей; энергии от утилизации отходов промышленного производства, твердых бытовых отходов и осадков сточных вод; энергии от прямого сжигания растительной биомассы, термической переработки отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности (на основе закона РФ «Об энергосбережении»).
6. Рациональное использование энергоресурсов
Понятие «Рациональнее использование ЭР» является более общим по сравнению с понятием «Экономное расходование ЭР» и включает:
– выбор оптимальной структуры энергоносителей, т. е. оптимального количественного соотношения различных используемых видов энергоносителей в установке, на участке, в цехе на предприятии, в регионе, отрасли, хозяйстве – в зависимости от рассматриваемого уровня энергобаланса;
– комплексное использование топлива, в т. ч. отходов топлива в качестве сырья для промышленности (например, использование золы и шлаков в строительстве);
– комплексное использование гидроресурсов рек и водоемов;
– учет возможности использования органического топлива (например, нефти) в качестве ценного сырья для промышленности;
– комплексное исследование экспортно импортных возможностей и других структурных оптимизаций.
7. Экономия ЭР
Величину экономии определяют через сравнительное сокращение расхода, а не потребления ЭР. Понятие «потребление» при переходе от отдельного элемента к установке, техпроцессу, цеху, предприятию теряет определенность и физический смысл, поэтому в принятой терминологической системе использовано слово «расход» (латинский аналог «gasto»), корреспондирующееся с расходной частью топливно энергетического баланса конкретными энергопотребляющими объектами (изделиями, процессами, работами и услугами). Эталонные значения расхода ЭР устанавливаются в нормативных, технических, технологических, методических документах и утверждаются уполномоченным органом применительно к проверяемым условиям и результатам деятельности.
8. Энергетический баланс
Термин выражает полное количественное соответствие (равенство) за определенный интервал времени между расходом и приходом энергии и топлива всех видов в энергетическом хозяйстве, включая (где это необходимо) изменение запасов ТЭР.
Энергетический баланс является статической характеристикой динамической системы энергетического хозяйства за определенный интервал времени.
Оптимальная структура энергетического баланса является результатом оптимизационного развития энергетического хозяйства.
Энергетический баланс может составляться:
а) по видам ЭР (ресурсные балансы);
б) по стадиям энергетического потока (добыча, переработка, преобразование, транспортирование, хранение, использование) ЭР;
в) как единый (сводный) энергетический баланс с учетом перетоков всех видов энергии и ЭР между стадиями и в целом, по народному хозяйству;
г) по энергетическим объектам (электростанции, котельные), отдельным предприятиям, цехам, участкам, энергоустановкам, агрегатам и т. д.;
д) по назначению (силовые процессы, тепловые, электрохимические, освещение, кондиционирование, средства связи и управления и т. д.);
е) по уровню использования (с выделением полезной энергии и потерь);
ж) в территориальном разрезе и по отраслям народного хозяйства.
При составлении энергетического баланса различные виды ЭР приводят к одному количественному измерению. Процедура приведения к единообразию может производиться:
– по физическому эквиваленту энергии, заключенной в ЭР, т. е. в соответствии с первым законом термодинамики;
– по относительной работоспособности (эксэргии), т. е. в соответствии со вторым законом термодинамики;
– по количеству полезной энергии, которая может быть получена из указанных ЭР в теоретическом плане для заданных условий.

9. Потеря энергии
Потери энергии можно классифицировать следующим образом:
а) по области возникновения:
– при добыче,
– при хранении,
– при транспортировании,
– при переработке,
– при преобразовании,
– при использовании,
– при утилизации;
б) по физическому признаку и характеру:
– потери тепла в окружающую среду с уходящими газами, технологической продукцией, технологическими отходами, уносами материалов, химическим и физическим недожогом, охлаждающей водой и т. п.;
– потери электроэнергии в трансформаторах, дросселях, токопроводах, электродах, линиях электропередач, энергоустановках и т. п.;
– потери с утечками через неплотности;
– гидравлические – потери напора при дросселировании, потери на трение при движении жидкости (пара, газа) по трубопроводам с учетом местных сопротивлений последних;
– механические – потери на трение подвижных частей машин и механизмов;
в) по причинам возникновения:
– вследствие конструктивных недостатков;
– в результате не оптимально выбранного технологического режима работы;
– в результате неправильной эксплуатации агрегатов;
– в результате брака продукции;
– по другим причинам.
10. Энергоемкость производства продукции
Практически при производстве любого вида продукции расходуются ЭР, и для каждого из видов продукции существует соответствующая энергоемкость технологических процессов их производства. При этом энергоемкость технологических процессов производства одних и тех же видов изделий, выпускаемых различными предприятиями, может быть различна.

2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ БАЗА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

2.1. Общие положения
Управление энергосбережением в бюджетных учреждениях должно отвечать требованиям государственной политики в этой области.
Система управления энергосбережением в бюджетных организациях формируется на основе законодательных актов федерального и краевого значения и нормативных документов органов местного самоуправления. Для введения в действие системы управления энергосбережением в бюджетной организации требуются соответствующие нормативно правовые документы.
Руководители бюджетных организаций, опираясь на действующее законодательство, решают в сфере энергосбережения следующие задачи:
– проводят в подведомственных учреждениях государственную энергосберегающую политику;
– обеспечивают снижение затрат на энергетические ресурсы;
– организуют работу по сбережению энергетических ресурсов, вовлечению в топливный баланс местных видов топлива.
Для решения этих задач руководители бюджетных учреждений с учётом предоставленных им полномочий в сфере энергосбережения:
– организовывают проведение энергетических обследований и на основании их выводов выявляют основные энергетические проблемы и пути их решения;
— организуют разработку энергетических паспортов;
– разрабатывают и осуществляют программы энергосбережения;
– определяют источники финансирования программ энергосбережения и проектов;
– ведут разъяснительную работу по вопросам энергосбережения.

2.2. Нормативные документы
Законодательство об энергосбережения состоит из Федерального закона от 23.11.09 г. № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:
1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
5) использование энергетических ресурсов с учётом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Также можно выделить наличие государственных стандартов в сфере энергосбережения, среди которых:
– ГОСТ Р 51379 99 «Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы»;
– ГОСТ Р 51380 99 «Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования»;
– ГОСТ Р 51387 99 «Энергосбережение. Нормативно методическое обеспечение. Основные положения»;
– ГОСТ Р 51541 99 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения».
Непосредственно об энергосбережении в отношении бюджетных учреждений в федеральном законе от 23.11.09 г. № 261 ФЗ изложено в статье 24 главы 7.
Ст. 24. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями.
1. Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объёма потреблённых им воды, дизельного или иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течении пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объёма фактически потреблённого им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объёма не менее чем на три процента.
2. Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (оказание государственных и муниципальных услуг) находящимися в их видении бюджетными учреждениями на основании данных об объёме фактически потреблённых бюджетными учреждениями в 2009 году каждого из указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на пятнадцать процентов в течении пяти лет с ежегодным снижением такого объёма на три процента. При планировании бюджетных ассигнований для бюджетного учреждения не учитывается сокращения расходов бюджетного учреждения, достигнутое им в реэультате уменьшения объёма фактически потреблённых им ресурсов сверх установленного в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
3. Экономия средств, достигнутая за счёт дополнительного по сравнению с учтённым при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления бюджетным учреждение указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций, (оказания государственных и муниципальных услуг) соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учёта указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).
4. Порядок определения объёма снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях для целей применения положений частей 1 и 2 настоящей статьи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. В целях содействия проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетном учреждении, если расходы на покупку энергетических ресурсов для него составляют более чем десять миллионов рублей в год, должно быть назначено из числа работников бюджетного учреждения лицо, ответственное за проведение таких мероприятий.
К положениям федерального закона от 23.11.09 г. № 261 ФЗ касающихся в том числе в том числе и бюджетных учреждений можно отнести:
— исключение с 01.01.2011г. из оборота электрические лампы накаливания сто ватт и более, которые могут быть использованы в целях освещения, с 01.01.2013г. — 75 ватт и более, с 01.01.14 – 25 ватт и более;
— выполнение требований по энергетической эффективности зданий и сооружений;
— выполнение требований по оснащению к 01.01.2011г. зданий, строений, сооружений приборами учёта используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии;
— проведение обязательного энергетического обследования;
— обязательное составление энергетического паспорта, составленного на основании энергетического обследования;
— заключение энергосервисных договоров (контрактов);
— размещение заказов для государственных и муниципальных нужд с учётом требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг;
— лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут дисциплинарную, гражданскую, адмнистративную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащённости приборами учёта энергетических ресурсов – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;
— несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования — влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;
— несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере десяти тысяч рублей;
— размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, — влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В группу бюджетных организаций входят: учреждения здравоохранения, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учебные заведения (высшие, средние и специальные), учреждения культуры и искусства, физкультурные и спортивные учреждения, учреждения МВД и Минобороны, административные учреждения (научно-исследовательские и проектные институты, административно-производственные учреждения, общественные организации и т.п.).
В медицинских учреждениях наиболее энергоемкую группу составляют электротермические установки для дезинфикации и стерилизации (автоклавы, сушильные шкафы, стерилизаторы, дистилляторы ) от 10% до 40% электропотребления, холодильное оборудование — 510%, освещение — 3060 %, вентиляция и кондиционирование — 1020%. Многочисленные диагностические, терапевтические, лабораторные и подобные электроприборы имеют мощность до 1 кВт. Номенклатура медицинского электрооборудования непрерывно расширяется. Это приводит к тому, что мощность нагрузки и электропотребление медицинских учреждений непрерывно возрастают.
По тепловой энергии можно выделить три группы потребителей тепла : отопление, горячее водоснабжение, вентиляция. На отопление приходится 55%-70%, а на вентиляцию 30%-45% в зависимости от типа здания.
В дошкольных учреждениях наиболее мощными потребителями электроэнергии являются электротермические установки пищеблоков. Освещение потребляет от 10% до 15% от общего электропотребления.
Учреждения образования имеют в основном 5 групп потребителей электроэнергии : освещение (5070%), потребители с электродвигателями (1030%), различные нагревательные установки (кипятильники, электрические плиты и т.д.) потребляющие от 10% до 20% электроэнергии, ЭВМ до 10% , различные лабораторные стенды. Учреждения образования можно разделить на следующие группы : высшие, техникумы, колледжи, профессиональные училища, гимназии, школы.
По тепловой энергии можно выделить три группы потребителей тепла : отопление 53%70%, горячее водоснабжение 16%30%, вентиляция 10%25%. По холодной воде в учебных учреждениях выделяются две группы потребителей : общежития 55%70%, учебные корпуса 45%30%.
Административные учреждения имеют 4 группы потребителей электроэнергии : освещение (4060%), потребители с электродвигателями (1030%), различные нагревательные установки (электрические плиты, кипятильники, электрокамины и т.д.) потребляющие от 20% до 40% электроэнергии, ЭВМ от 1020%.
По тепловой энергии выделяются две группы потребителей тепла : отопление 70%-85%, вентиляция 15%-30%.

4. РАЗРАБОТКА ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

При разработке мероприятий необходимо:
1) определить техническую суть предполагаемого усовершенствования и принципы получения экономии;
2) рассчитать потенциальную годовую экономию в физическом и денежном выражении;
3) определить состав оборудования, необходимого для реализации рекомендации, его примерную стоимость, стоимость доставки, установки и ввода в эксплуатацию;
4) оценить общий экономический эффект предполагаемых рекомендаций с учетом вышеперечисленных пунктов.
После оценки экономической эффективности все рекомендации классифицируются по трем критериям:
1) беззатратные и низко-затратные — осуществляемые в порядке текущей деятельности бюджетного учреждения;
2) среднезатратные — осуществляемые, как правило, за счет собственных средств бюджетного учреждения;
3) высокозатратные — требующие дополнительных инвестиций.
4.1 ТИПОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

1) Назначение в бюджетных учреждениях ответственных за контролем расходов энергоносителей и проведения мероприятий по энергосбережению. Повышение квалификации ответственного за энергосбережение.
2) Создание специализированных “энергобюро” при крупных организациях.
3) Совершенствование порядка работы организации и оптимизация работы систем освещения, вентиляции, водоснабжения.
4) Соблюдение правил эксплуатации и обслуживания систем энергоиспользования и отдельных энергоустановок, введение графиков включения и отключения систем освещения, вентиляции, тепловых завес и т.д. Децентрализация включения освещения на необходимые зоны. Назначение ответственных за контроль включения-отключения систем.
5) Организация работ по эксплуатации светильников, их чистке, своевременному ремонту оконных рам, оклейка окон, ремонт санузлов и т.п.
6) Ведение разъяснительной работы с учащимися и сотрудниками по вопросам энергосбережения.
7) Проведение периодических энергетических обследований, составление и корректировка энергетических паспортов.
8) Постоянный мониторинг энергопотребления
9) Ежеквартальная проверка и корректировка договоров на энерго- и ресурсопотребление с энергоснабжающими организациями.
10) Агитационная работа, таблички о необходимости экономии энергоресурсов, о выключении света, закрытии окон, входных дверей.
11) Разработать и ввести в действие систему поощрения работников БУ за снижение потерь топлива, электрической и тепловой энергии, воды с одновременным введением мер административной ответственности за неэффективное потребление (использование) энергоресурсов.
12) Проведение периодических «рейдов» проверки эффективности потребления энергоресурсов
13) Повышение технических знаний в вопросах экономии энергии отдельных категорий рабочих бюджетных организаций на примере тех организаций, которые добились наивысших показателей экономии энергоресурсов.

4.2 ТИПОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ


п.п. Наименование мероприятия Пределы годовой
экономии, %
1 2 3
Системы освещения
1 Замена ламп накаливания и на люминесцентные до 55-70 % от потребляемой ими электроэнергии
2 Переход на другой тип источника света с более высокой светоотдачей до 8 % от потребляемой ими электроэнергии
3 Замена люминесцентных ламп на лампы того же типоразмера меньшей мощности: 18 Вт вместо 20, 36 Вт вместо 40, 65 Вт вместо 80. до 5 % от потребляемой ими электроэнергии
4 Применение энергоэффективной пускорегулирующей аппаратуры (ПРА) газоразрядных ламп 11 % от потребляемой ими электроэнергии
5 Оптимизация системы освещения за счет установки нескольких выключателей и деления площади освещения на зоны 10-15%
Системы отопления
1 Установка прибора учета тепловой энергии До 30% от потребления тепловой энергии
2 Составление руководств по эксплуатации, управлению и обслуживанию систем отопления и периодический контроль со стороны руководства учреждения за их выполнением 5-10 % от потребления тепловой энергии
3 Гидравлическая наладка внутренней системы отопления До 15 %
4 Автоматизация систем теплоснабжения зданий посредством установки индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) 20-30 % от потребления тепловой энергии
5 Ежегодная химическая очистка внутренних поверхностей нагрева системы отопления и теплообменных аппаратов 10-15%
6 Снижение тепловых потерь через оконные проемы путем установки третьего стекла и утепление оконных рам 15-30 %
7 Улучшение тепловой изоляции стен, полов и чердаков 15-25 %
8 Снятие декоративных ограждений с радиаторов отопления и установка теплоотражателей за радиаторами до 15 %
Системы горячего водоснабжения (ГВС)
1 Составление руководств по эксплуатации, управлению и обслуживанию систем ГВС и периодический контроль со стороны руководства учреждения за их выполнением 5-10 % от потребления горячей воды
Автоматизация регулирования системы ГВС 15-30% от потребления тепловой энергии
2 Оснащение систем ГВС счетчиками расхода горячей воды 15-30 % от потребления горячей воды
3 Снижение потребления за счет оптимизации расходов и регулирования температуры 10-20 % от потребления горячей воды
4 Применение экономичной водоразборной арматуры 15-20 %
Системы водоснабжения
1 Сокращение расходов и потерь воды до 50 % от объема
потребления воды
2 Установка счетчиков расхода воды до 30 % от объема
потребления воды
3 Применение частотного регулирования насосов систем водоснабжения до 50 % потребляемой
электроэнергии
4 Применение экономичной водоразборной арматуры 30-35 %
Системы вентиляции
1 Замена устаревших вентиляторов с низким КПД на современные с более высоким КПД 20-30 % от потребления ими электроэнергии
2 Отключение вентиляционных установок во время обеденных перерывов и в нерабочее время 10 — 50 %
3 Применение блокировки вентилятора воздушных завес с механизмами открывания дверей до 70% от потребляемой ими электроэнергии
4 Применение устройств автоматического регулирования и управления вентиляционными установками в зависимости от температуры наружного воздуха 10-15 %
Системы кондиционирования
1 Включение кондиционера только тогда, когда это необходимо 20-60 % от потребляемой ими электроэнергии
2 Исключение перегрева и переохлаждения воздуха в помещении до 5 %
3 Поддержание в рабочем состоянии регуляторов, поверхностей теплообменников и оборудования 2-5 %
Котельные
1 Составление руководств и режимных карт эксплуатации, управления и обслуживания оборудования и периодический контроль со стороны руководства учреждения за их выполнением 5-10 % от
потребляемого топлива
2 Поддержание оптимального коэффициента избытка воздуха и хорошего смешивания его с топливом 1-3 %
3 Установка водяного поверхностного экономайзера за котлом до 5-6 %
4 Применение за котлоагрегатами установок глубокой утилизации тепла, установок использования скрытой теплоты парообразования уходящих дымовых газов (контактный теплообменник) до 15 %
5 Повышение температуры питательной воды на входе в барабан котла 2 % на каждые 10 С
6 Подогрев питательной воды в водяном экономайзере 1% на 6 С
7 Содержание в чистоте наружных и внутренних поверхностей нагрева котла до 10 %
8 Использование тепловыделений от котлов путем забора теплого воздуха из верхней зоны котельного зала и подачей его во всасывающую линию дутьевого вентилятора 1-2 %
9 Теплоизоляция наружных и внутренних поверхностей котлов и теплопроводов, уплотнение клапанов и тракта котлов (температура на поверхности обмуровки не должна превышать 55 С) до 10 %
10 Установка систем учета расходов топлива, электроэнергии, воды и отпуска тепла до 20 %
11 Автоматизация управления работой котельной до 30 %
12 Модернизация котлов типа ДКВР для работы в водогрейном режиме КПД увеличивается до 94%
13 Установка или модернизация системы водоподготовки до 3 % подпиточной воды
14 Применение частотного привода для регулирования скорости вращения насосов, вентиляторов и дымососов до 30 % от потребляемой ими электроэнергии

Приведенные в таблице величины экономии энергоносителей являются ориентировочными. При проведении энергетического обследования появится возможность более точно рассчитать экономию энергоносителей от внедрения того или иного энергосберегающего мероприятия.

4.3 ПРИМЕРЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОКРАЩЕНИЮ РАСХОДА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЭКОНОМИИ

Устраняйте утечки пара. Через отверстие в 1 мм² теряется в год до 25 Гкал теплоэнергии, или 4000 кг условного топлива.
Помните, что отсутствие влагоизоляции на паропроводах при намокании изоляции приводит к тепловым потерям, в 3–4 раза превышающим потери тепла оголёнными трубопроводами.
Отсоединяйте неиспользуемые участки паропроводов.
Для надёжного и бесперебойного обеспечения потребителей горячей водой на предприятии следует устанавливать баки аккумуляторы горячей воды, вместимость которых должна на 20–30% превышать её часовое максимальное потребление.
Водяное отопление позволяет легко регулировать температуру в отапливаемых помещениях, создавая в них благоприятный микроклимат.
Коэффициент теплопередачи зависит от чистоты поверхностей теплообмена.
Для отопления производственных, административных и бытовых помещений следует применять водяное, а также воздушное отопление.
При выборе системы отопления следует иметь в виду, что паровая система отопления характеризуется простотой устройства, а также малой металлоёмкостью.
Перевод системы отопления зданий и сооружений с пара на горячую воду позволяет оптимизировать режимы теплопотребления и сократить на 20–30% расход тепловой энергии.
Серьёзным недостатком парового отопления является перерасход теплоты, достигающий 20%, вследствие трудности регулирования температур, а также возникновение гидравлических ударов, создающих шум в отапливаемых помещениях.
При паровом отоплении в качестве теплоносителя следует использовать пар с давлением до 0,15–0,17 МПа.
При эксплуатации паровых систем отопления необходимо обеспечить полную конденсацию пара в нагревательных приборах, не допуская его пролёта.
Неплотность и отсутствие утепления окон и дверей приводит к увеличению расхода теплоты на отопление до 60%.
Установка теплоотражающей плёнки (теплового экрана) в межрамное пространство окна позволит экономить до 10% теплоэнергии на отопление здания.
Перевод системы отопления на дежурный режим в нерабочее время, в праздничные и выходные дни позволит сэкономить 10–15% по отношению к теплоснабжению здания.
Внедрение пофасадного регулирования системы отопления позволит сэкономить 2–3% по отношению к теплоснабжению здания.
Снижение внутренней температуры в жилых домах в ночное время позволит сэкономить 2–3% по отношению к теплоснабжению здания.
Удаление отложений (накипи) со стенок теплоагрегатов позволит снизить расход тепла на 30% и более.
Восстановление теплоизоляции на трубопроводах систем отопления и систем ГВС позволит снизить тепловые потери на 7–9% от общего теплопотребления.
Применение регуляторов температуры в системах ГВС позволит сэкономить около 50% тепловой энергии, а при установке регуляторов температуры теплоносителя в системе отопления предполагаемая экономия составит около 15%.
Установка отражателя, представляющего собой теплоизоляционную прокладку с теплоотражающим слоем между отопительным прибором и стеной, позволит сэкономить 2–3% от общего потребления.
Установка эффективной водоразборной арматуры позволит экономить до 15–20% горячей воды.
Перевод системы с теплоносителя «пар» на теплоноситель «горячая вода» позволит экономить 20–30% тепла.
Наличие инфильтрации холодного воздуха в отапливаемых помещениях приводит к необходимости дополнительного расхода 10–15 ккал на каждый кубометр холодного воздуха.
Замена существующих светильников наружного освещения на энергоэкономичные позволит экономить до 30% электроэнергии.
Перевод системы наружного освещения на двухпрограммное управление. Внедрение систем телемеханического управления освещением. Экономия электроэнергии до 20%.
Замена ЛН на малогабаритные ЛЛ при сохранении нормируемых уровней освещённости позволит экономить от 20 до 80% электроэнергии.
Применение рефлекторов на старой осветительной арматуре экономит около 50% электроэнергии.
Применение регуляторов напряжения уменьшает потери электроэнергии на 20%.
В системах водо и теплоснабжения, системах вентиляции и воздуховодах применение регулируемого электропривода экономит энергоносители до 50%.
Установленный регулируемый привод на насосе подкачки экономит электроэнергию на 54%, сокращает расход холодной питьевой воды на 34%, снижает избыточный напор.
Установленный регулируемый привод на погружном насосе экономит электроэнергию до 42%, снижает избыточное давление воды до 4,5 атмосфер.

5. ЭНЕРГОАУДИТ

Энергоаудит и его отдельные фазы являются составной частью процесса энергосбережения. В настоящее время используются два родственных понятия – энергоаудит и энергетическое обследование. Они отличаются побудительными мотивами: энергоаудит проводится добровольно, по инициативе потребителя топливно энергетических ресурсов, а энергетическое обследование – по указанию государственных органов надзора за эффективностью использования энергоресурсов. Цель энергоаудита (энергетического обследования): оценка эффективности использования энергетических ресурсов и разработка рекомендаций по снижению затрат на топливо и энергообеспечение.
Энергоаудит, осуществлённый квалифицированными специалистами по эффективным методикам, позволяет выявить резервы экономии топливно энергетических ресурсов, снизить затраты на энергоносители и дать значительную экономию средств потребителю и бюджету. Практическая реализация предложений энергоаудита позволяет экономить не менее 20% от общего объёма потребления энергоресурсов.
6. ПРИБОРНЫЙ УЧЁТ

Приборный учёт тепловой энергии
Учёт тепловой энергии позволяет создать основу для внедрения энергосберегающих мероприятий и энергоэффективных технологий на теплопотребляющих объектах.
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об энергосбережении», «…весь объём добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учёту».
Оценка экспертов при разработке Федеральной целевой программы «Энергосбережение России. 1998–2005 гг.» показала, что потребители тепловой энергии обеспечены лишь на 15% приборами учёта и регулировании расхода тепла, а потребители электрической энергии более чем на 90%.
Приборами учёта тепловой энергии называют приборы, выполняющие одну или несколько следующих функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о количестве тепловой энергии, массе (объёме) теплоносителя, температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов. Для приборов учёта тепловой энергии и теплоносителя принято краткое название – теплосчётчик.
Основными требованиями, предъявляемыми к теплосчётчикам, являются следующие:
– теплосчётчики должны иметь сертификат Госстандарта РФ об утверждении типа средства измерения, быть зарегистрированы в Государственном реестре измерений и иметь заключение Главгосэнергонадзора;
– теплосчётчики должны обеспечивать измерение тепловой энергии с относительной погрешностью не более 5% при разности температур в подающем и обратном трубопроводах от 10 до 20 °С и не более 4% при разности температур более 20 °С;
– приборы, измеряющие массу (объём) теплоносителя (в составе теплосчётчика), должны иметь относительную погрешность не более 2% в диапазоне расхода воды от 4 до 100%;
– измерение температуры теплоносителя должно выполняться с абсолютной погрешностью ∆t ≤ ±(0,6 + 0,004 t), где t – температура теплоносителя;
– приборы, регистрирующие давление теплоносителя, должны обеспечивать его измерение с относительной погрешностью не более 2%.
Надёжность как свойство теплосчётчика проявляется в процессе эксплуатации и определяется надёжностью входящих в его состав элементов. Основным элементом, надёжность которого фактически определяет надёжность теплосчётчика в целом, является расходомер.
Затраты на эксплуатацию теплосчётчиков определяются периодичностью и содержанием работ по их обслуживанию и периодической поверке. Наибольшая продолжительнлсть межповерочного периода для современных теплосчётчиков составляет 3–5 лет. По содержанию периодической поверки преимущество имеют теплосчётчики, для которых существует утверждённая методика поверки имитационными методами.
Узлы и системы учёта тепловой энергии попадают в сферу действия государственного метрологического контроля и надзора. Коммерческие взаиморасчёты между энергоснабжающей организацией и потребителем на основе показаний узлов или систем учёта тепловой энергии возможны лишь в том случае, если последние выполнены в соответствии с Правилами и прошли процедуру допуска. Допуск узла или системы учёта на источнике тепловой энергии осуществляют представители источника тепловой энергии, тепловых сетей и Госэнергонадзора, у потребителя – представители потребителя и энергоснабжающей организации. Допуск систем и узлов осуществляется ежегодно.
Выбор теплосчётчика решается по своему теплоснабжающей организацией (продавцом и перепродавцом тепловой энергии) и потребителем тепла.
На источниках тепловой энергии выбор теплосчётчика осуществляет теплоснабжающая организация по согласованию с Госэнергонадзором. Потребитель вправе выбрать теплосчётчик самостоятельно по согласованию с теплоснабжающей организацией (при возникновении разногласий арбитром выступает Госэнергонадзор).
При выборе теплосчётчиков для узлов учёта на источниках тепловой энергии (теплоснабжающая организация) можно рекомендовать такую последовательность действий:
1. Выбрать производителя теплосчётчика.
Производитель должен иметь хорошую репутацию, достаточно продолжительное время работать на рынке приборов учёта тепловой энергии, иметь современно оснащённое серийное производство. Целесообразно работать с предприятием, готовым предоставить всю техническую информацию, которая может понадобиться при установке и эксплуатации прибора.
2. Оценить потребительские качества приборов (сложность монтажа, надёжность, удобство эксплуатации).
Анализ проводится на основе изучения технической документации, отзывов организаций, где эти приборы установлены, в результате пробных испытаний, выполненных самостоятельно. Обратить особое внимание на периодичность поверки и метода её проведения (имитационный или проливной).
3. Оценить технические характеристики теплосчётчиков.
4. Выполнить расчёт экономических затрат на приобретение и установку прибора.
Потребителю тепловой энергии также можно придерживаться изложенной выше последовательности действий при решении задачи выбора теплосчётчика. Однако при этом следует иметь в виду существенное значение рекомендаций теплоснабжающей организации. Кроме того, для потребителя решающее значение при выборе имеют цена, продолжительность межповерочного интервала и наличие условий для поверки, простота эксплуатации и обслуживания, надёжность прибора и удобство съёма информации.

Приборный учёт электрической энергии
Для измерения расходов электрической энергии широко используются средства измерения как отечественного, так и импортного производства.
Используемые электросчётчики можно подразделить на следующие типы: индукционные и электронные, однофазные и трёхфазные, однотарифные и двухтарифные, для учёта активной и реактивной энергии, с одним и двумя направлениями учёта, без выходного и с выходным импульсным сигналом.
Для измерения и учёта электрической энергии и мощности, а также автоматического сбора, обработки и хранения данных со счётчиков электроэнергии и отображения полученной информации в удобном для анализа и диагностики работы виде используются системы АСКУЭ. Цель создания АСКУЭ: обеспечение коммерческого учёта электроэнергии и мощности в соответствии с требованиями Энергосбыта, оптового рынка электроэнергии и действующими тарифными соглашениями; повышение достоверности и оперативности получения данных о распределении и потреблении электроэнергии и мощности; повышение оперативности управления режимами энергопотребления и техническим состоянием средств учёта электроэнергии; определение и прогнозирование всех составных баланса электроэнергии; снижение потерь электроэнергии и получение дополнительной прибыли за счёт повышения точности и достоверности учёта электроэнергии; автоматизации контроля за технико экономическими показателями работы оборудования; планирование технико экономических показателей работы.

7. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Энергетический паспорт организации – документ, отражающий баланс потребления и содержащий показатели использования энергетических ресурсов
Энергетический паспорт, составленный по результатам обязательного энергетического обследования, должен содержать информацию:
— об оснащённости приборами учёта энергетических ресурсов;
— об объёмах производимых, передаваемых, потребляемых (используемых) энергетических ресурсов и их динамике;
— о показателях энергетической эффективности;
— о величине потерь передаваемых энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
— о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
— о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Типовая форма

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

__________________________________________________________________________________
(наименование организации)

Разработан: Утвержден:

________________________________________
(Наименование организации)

(Наименование должности руководителя, подпись, фамилия)

М.П.
________________________________________
(Наименование вышестоящей организации)

(Наименование должности руководителя, подпись, фамилия)

М.П.

«____»____________200__г. «____»____________200__г.

Общие сведения
_________________________________________________________________________________
(наименование организации, предприятия)
ИНН____________________________________________________________________________

Вид собственности ________________________________________________________________
(федеральная, областная, муниципальная, ведомственная)
Адрес организации________________________________________________________________
(адрес юридический и почтовый)
_________________________________________________________________________________

Ф.И.О. руководителя______________________________________________________________

(должность, телефон)______________________________________________________________

Ф.И.О. должностного лица, ответственного за энергетическое хозяйство организации, телефон

_________________________________________________________________________________

Наименование головной (вышестоящей) организации___________________________________

_________________________________________________________________________________

1. Техническая характеристика объекта
1.1 Назначение объекта (административное, учебное, медицинское, дошкольное, пр.)
1.2 Номер проекта (серия проекта)
1.3 Строительный объем здания, м3
в том числе подземной части
1.4 Площадь застройки, м2
1.5 Общая площадь, м2
1.6 Отапливаемая площадь, м2
1.7 Полезная площадь, м2
1.8 Тип кровли
1.9 Площадь кровли, м2
1.10 Площадь наружных стен, м2
1.11 Площадь остекления, м2
1.12 Этажность строения
1.13 Высота этажа, м
1.14 Год постройки здания (ввода в эксплуатацию)
1.15 Основной материал стен

2. Эксплуатационные показатели
2.1 Расчетное число посетителей, чел. в сутки
Фактическое число посетителей, чел. в сутки
2.2 Расчетное число работников, чел.
Фактическое число работников, чел.
2.3 Число часов работы учреждения: в сутки
в год
2.4 Расчетная температура воздуха в здании, С
2.5 Температура наружного воздуха:
расчетная для отопления, С
средняя за отопительный сезон, С
2.6 Продолжительность отопительного сезона, сутки

3. Теплоснабжение
3.1 Источник теплоснабжения (муниципальный, ведомственный, ОАО «Кировские коммунальные системы», Кировский филиал ОАО «ТГК-5», ОАО «Коммунэнерго», собственный)
3.2 Теплоснабжающая организация (организация осуществляющая продажу тепловой энергии)
3.3 Тариф на тепловую энергию, руб./Гкал
3.4 Тариф на услуги по передаче тепла, руб./Гкал
3.5 Дата, номер решения и наименование органа, утверждающего тарифы
3.6 Расчетная тепловая нагрузка по объекту, Гкал/ч
в том числе: отопление
вентиляция
горячее водоснабжение (лето)
горячее водоснабжение (зима)
технологические нужды
3.7 Расход сетевой воды, м3/ч
3.8 Параметры сетевой воды, °С/°С
3.9 Норма утечки сетевой воды, м3/ч
3.10 Расход тепла по объекту (годовой), Гкал
в том числе: отопление
вентиляция
горячее водоснабжение
технологические нужды
3.11 Наличие и тип приборов учета тепла
3.12 Наличие и тип устройств регулирования (элеватор, насосная система и пр.)
3.13 Удельное потребление тепловой энергии,
нормативное: Гкал/чел.
Гкал/м2
фактическое: Гкал/чел.
Гкал/м2

3.14*
Удельная отопительная характеристика здания,
ккал/(м3∙ч∙˚С)
Фактическое потребление тепла зданием по результатам замеров, ккал/час
Температура наружного воздуха во время замеров, ˚С
Температура воздуха внутри здания во время замеров, ˚С (усредненная)
Дата проведения замеров
3.15 Лимиты потребления тепловой энергии
(исходя из ассигнований, предусмотренных бюджетом в текущем году)
в натуральном выражении,
Гкал в стоимостном выражении,
тыс. руб.
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Итого за год
3.16** Годовое потребление тепловой энергии организацией
Год Расход тепловой энергии, Гкал/год

__________________
* Замеры производятся в отопительный период при помощи счетчиков коммерческого учета теплоэнергии и термометрами (при их отсутствии переносными измерительными приборами, соответствующими установленным требованиям).

** Указываются сведения по текущему году (план) и двум предыдущим годам (факт).
4. Электроснабжение
4.1 Мощность установленная/расчетная, кВт/кВт
В том числе: освещение, кВт/кВт
силовое оборудование, кВт/кВт
4.2 Годовое потребление электроэнергии, тыс. кВт∙ч
4.3 Состояние приборов коммерческого учета:
наличие счетчиков с истекшим сроком поверки
наличие обогрева электросчетчиков (есть, нет, не требуется)
4.4 Наличие и тип двухтарифных счетчиков электрической энергии
4.5 Наличие и тип устройства регулирования электропотребления
4.6 Поставщик электрической энергии
4.7 Тариф на электрическую энергию, руб./ кВт∙ч
4.8 Тариф на услуги по передаче электрической энергии, руб./кВт∙ч
4.9 Дата, номер решения и наименование органа, утверждающего тарифы
4.10 Удельное потребление электрической энергии,
нормативное: кВт∙ч/чел.
кВт∙ч/м2
Фактическое: кВт∙ч/чел.
кВт∙ч/м2
4.11 Лимиты потребления электрической энергии
(исходя из ассигнований, предусмотренных бюджетом в текущем году)
в натуральном выражении,
тыс. кВт∙ч в стоимостном выражении,
тыс. руб.
I квартал:
II квартал:
III квартал:
IV квартал:
4.12* Годовое потребление электрической энергии организацией
Год Расход электрической энергии, тыс. кВт∙ч/год

_____________________________
* Указываются сведения по текущему году (план) и двум предыдущим годам (факт).
5. Горячее водоснабжение
5.1 Расход горячей воды, м3: в час
в сутки
в месяц
в год
5.2 Наличие и тип приборов учета
5.3 Источник горячего водоснабжения
(наименование организации)
5.4 Тариф на горячее водоснабжение,
руб./м3 или руб./Гкал
5.5 Дата, номер решения и наименование органа, утверждающего тарифы
5.6 Норматив потребления горячей воды,
л/сутки (на чел.)
5.7 Обоснование нормы водопотребления
(указать нормативный документ)

6. Водоснабжение
6.1 Водопотребление, м3: в час
в сутки
в месяц
в год
6.2 Наличие и тип приборов учета
6.3 Источник водоснабжения (наименование организации)
6.4 Тариф, руб./м3
6.5 Дата, номер решения и наименование органа,
утверждающего тарифы
6.6 Норматив водопотребления л/сутки
6.7 Обоснование нормы потребления.
(указать нормативный документ)

7. Водоотведение
7.1 Водоотведение, м3: в час
в сутки
в месяц
в год
7.2 Норматив водоотведения, м3: в час
в сутки
в месяц
в год
7.3 Обоснование нормы водоотведения
(указать нормативный документ)
7.4 Способ водоотведения
(наименование организации)
7.5 Тариф, руб./м3
7.6 Дата, номер решения и наименование органа,
утверждающего тарифы

8. Годовые затраты на топливно-энергетические ресурсы в общих
расходах на содержание объекта*
год
год
год

8.1 Общие затраты на содержание объекта**, тыс. руб.
8.2 Затраты на теплоэнергию: тыс. руб.
%
8.3 Затраты на электроэнергию: тыс. руб.
%
8.4 Затраты на топливо: тыс. руб.
%
8.5 Суммарные затраты: тыс. руб.
%
_____________________

* Указываются сведения по текущему (прогноз) и двум предыдущим годам (факт)
** При наличии в ведении организации нескольких строений, для каждого строения заполняется отдельная таблица.

9. Сводные данные

1 Наименование организации:
2
Адрес, телефон, Ф.И.О. руководителя:

3 Отапливаемая площадь, тыс. м2
4 Теплоснабжение
Тепловая нагрузка, Гкал/ч
(в целом по организации, учреждению)

4.1 Расход тепловой энергии, Гкал/год
в том числе: отопление
вентиляция
горячее водоснабжение
технологические нужды
4.2 Расход котельно-печного топлива, т.у.т./год
(при наличии своей котельной)
5 Электроснабжение
Установленная мощность, кВт
5.1 Годовое потребление электроэнергии, кВт∙ч/год
6 Горячее водоснабжение
Расход горячей воды, м3/год
7 Холодное водоснабжение
Расход холодной воды, м3/год
8 Водоотведение, м3/год
9 Газоснабжение
Расход газа, тыс. м3/год
10 Суммарное годовое потребление топливно-энергетических ресурсов, т.у.т./год
10. Удельные показатели
год месяц сутки
1 Расход теплоэнергии: Гкал/чел.
Гкал/ м2
2 Расход электроэнергии, кВт∙ч/чел.
3 Расход горячей воды, м3/чел.
4 Расход холодной воды, м3/чел.
5 Водоотведение, м3/чел.
6 Расход котельно-печного топлива, т.у.т./чел.
7 Расход газа, м3/чел.

==================================================================================

По вопросам членства в СРО Энергоаудиторов и получения допуска к проведению энергоаудитаобращайтесь:

СРО НП «Межрегиональный союз энергоаудиторов «ИМПУЛЬС»

Россия, 125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, стр. 1, офис 58

Телефон СРО ;     Факс СРО +7 (495) 943-14-48.

E-mail: npimpuls@npimpuls.ru                           Skype: npimpuls.ru

Наше СРО Энергоаудиторов работает со всеми регионами России.

Рейтинг@Mail.ru