Методики-РЕКОМЕНДАЦИИ
Утверждены
Приказом Госстроя РФ
от 17 января 2000 г. N 5
В соответствии с Общероссийским строительным каталогом настоящим Рекомендациям присвоен номер МДС 13-7.2000
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЕРВООЧЕРЕДНЫМ МАЛОЗАТРАТНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ В ЖКХ ГОРОДА
МДС 13-7.2000
1. Введение
Одним из важнейших аспектов реформирования жилищно-коммунального хозяйства является энергоресурсосбережение, т.е. снижение затрат на производство, передачу и потребление энергоресурсов и воды и связанное с этим смягчение для населения условий перехода отрасли на безубыточное функционирование.
Законодательной базой энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:
— Федеральный Закон «Об энергосбережении» от 03.04.96 N 28-ФЗ;
КонсультантПлюс: примечание.
Постановление Правительства РФ от 24.01.98 N 80, утвердившее Федеральную целевую программу «Энергосбережение России» на 1998 — 2005 гг. с подпрограммой «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве», утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24.08.2002 N 630.
— Федеральная целевая программа «Энергосбережение России» на 1998 — 2005 гг. с подпрограммой «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве» (утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 N 80);
— Постановления Правительства Российской Федерации: N 832 от 08.07.97 «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы» и N 588 от 15.06.1998 «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России»;
— постановления региональных органов власти.
Концепция реализации мер по экономии энергоресурсов и воды изложена в документе «Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве», разработанном Госстроем России и одобренном решением Правительственной комиссии по реформированию ЖКХ Российской Федерации (протокол от 20 марта 1998 г.).
Научно-техническое руководство проведением работ по экономии энергоресурсов и воды поручено Федеральному центру энергоресурсосбережения в ЖКХ, созданному на базе при Академии коммунального хозяйства Приказом Госстроя России N 17-76 от 16.09.1997.
Работы по энергоресурсосбережению основываются на значительном потенциале возможной экономии энергоресурсов и воды.
По данным предварительных обследований, проведенных в ряде регионов России, резервы экономии составляют:
— по теплу: от 25 до 60%;
— по воде: от 15 до 30%;
— по электроэнергии: от 10 до 25%.
В 1998 году экономия от внедрения мероприятий по энергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве России составила свыше 800 млн. рублей. В соответствии с региональными программами энергосбережения на 1999 год и последующий период намечено расширение масштабов этих работ и повышение их эффективности.
Наиболее успешно работы по экономии энергоресурсов и воды проводятся в жилищно-коммунальном хозяйстве Москвы, С.-Петербурга, городах Ленинградской, Владимирской, Тульской, Ярославской областей, Краснодарском крае и др. регионах.
В настоящих «Рекомендациях…» рассмотрены основные пути проведения этих работ, основанные на передовом опыте упомянутых регионов и разработках Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, АО «Роскоммунэнерго» и др.
2. Основные направления работ
по энергоресурсосбережению в ЖКХ
Для целенаправленной работы по экономии энергоресурсов и воды в регионах и городах разрабатываются программы энергоресурсосбережения, содержащие перечень конкретных мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий и устройств.
Мероприятия по энергоресурсосбережению разделяются:
— долгосрочные высокозатратные мероприятия, требующие значительных капитальных затрат, со сроком окупаемости более 5 лет;
— среднезатратные мероприятия со сроком окупаемости от 2-х до 5 лет;
— первоочередные малозатратные мероприятия со сроком окупаемости до 1 — 2 лет.
Стратегия энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве должна состоять из комплекса долгосрочных высокозатратных, среднезатратных и первоочередных малозатратных мероприятий.
2.1. Долгосрочные высокозатратные мероприятия
К долгосрочным высокозатратным мероприятиям относятся:
1. Строительство новых крупных тепло- и водоисточников.
2. Модернизация действующих котельных и насосных станций с установкой высокопроизводительного котельного оборудования и насосных агрегатов.
3. Использование нетрадиционных источников энергии (тепловые насосы, биогаз, геотермальные воды, солнечная энергия, ветровая энергия и т.п.).
4. Прокладка новых или капитальный ремонт существующих тепловых магистралей с использованием труб с пенополиуретановой теплоизоляцией, обеспечивающей снижение тепловых потерь в 2 — 3 раза.
5. Прокладка новых или капитальный ремонт действующих водопроводных сетей с использованием труб с внутренними покрытиями.
6. Утепление наружных стеновых ограждений зданий с использованием жестких плит и гибких матов, замена оконных блоков.
2.2. Среднезатратные мероприятия
К среднезатратным мероприятиям относится строительство модульных котельных с тепловой мощностью от 1 — 3 до 30 МВт. Их строительство становится необходимым в условиях острого дефицита тепла в отдельных районах города, например на концевых участках тепломагистралей. При изменении схемы теплоснабжения необходимо ТЭО такого изменения.
Блочные котельные, построенные в последние годы, отличаются высоким КПД котельного оборудования, высокой степенью автоматизации, минимальным количеством обслуживающего персонала.
Блочные котельные обеспечивают значительную экономию тепла за счет сокращения протяженности наружных тепловых сетей или отказа от них при применении пристроенных, встроенных и крышных котельных.
В блочных котельных необходимо с начала их эксплуатации обеспечить качественную водоподготовку. При этом рекомендуется для умягчения воды использовать обработку воды комплексонами, а для деаэрации — современные методы, обеспечивающие содержание остаточного кислорода на требуемом уровне в отсутствии пара в котельных. При этом рекомендуется в блочных котельных организовать с помощью одного деаэратора деаэрацию воды одновременно для систем теплоснабжения и горячего водоснабжения (обязательно с ТЭО).
К среднезатратным мероприятиям также относятся следующие:
1. Повышение экономичности и эффективности работы котельных путем перевода их с дефицитного и дорогостоящего жидкого топлива на газ или местные виды топлива (торф, отходы деревообрабатывающих предприятий и др.).
2. Оптимизация процессов горения на котлах и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля.
3. Оптимизация водоподготовки на источниках тепла с использованием современных средств противонакипной и противокоррозионной обработки воды.
4. Внедрение рациональных схем теплопотребления установок на ЦТП, обеспечивающих минимальное потребление сетевой воды. Реконструкция ЦТП с применением энергоэффективного оборудования.
5. Замена наиболее изношенных участков тепловых сетей, находящихся в аварийном состоянии, на трубы с заводской теплоизоляцией на основе пенополиуретана.
6. Утепление наружных стеновых панелей эксплуатируемых зданий путем напыления пенополиуретана.
Здесь можно скачать полную версию документа
По вопросам членства в СРО Энергоаудиторов и получения допуска к проведению энергоаудита обращайтесь:
НП СРО «Межрегиональный союз энергоаудиторов «ИМПУЛЬС»
Россия, 125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, стр. 1, офис 58
Телефон СРО +7 (495) 943-14-48; Факс СРО +7 (495) 759-55-36.
Наше СРО Энергоаудиторов работает со всеми регионами России.