Налог на выбросы
Ввод налога на выбросы в России спровоцирует ряд негативных последствий, угрожающих национальной экономике
Углеродный сбор, ввод которого обсуждается мировой общественностью в рамках борьбы с выбросами парниковых газов, идет вразрез с официальной энергетической политикой России, учитывающей рост добычи углеводородов. Такое мнение представлено в докладе «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России», подготовленном Институтом проблем естественных монополий.
Значительная доля обсуждаемых в России мер по борьбе с выбросами парниковых газов характеризуется значительными рисками для национальной экономики и безопасности. На состоявшемся в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации круглом столе Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) представил результаты научно-исследовательской работы «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России».
Результаты исследования были представлены в рамках пресс-конференции с участием генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна и руководителя Департамента исследований ТЭК Александра Григорьева.
В докладе отмечается, что природоохранная повестка уже не однократно использовалась развитыми странами в качестве инструмента глобальной конкурентной борьбы. При этом Россия в отличие от многих развитых стран всегда выполняла, и даже перевыполняла обязательства, взятые на себя в рамках международных соглашений. При этом для Российской Федерации все эти достижения почти не дали никаких выгод: экономических или политических.
«Крайне высоки риски повторения ситуации, когда Россия делает все возможное для сохранения климата на планете, пусть даже в ущерб своим экономическим интересам, а наши партнеры, либо вообще не преступают к работе, как это было, например, с США во времена действия Киотского протокола, либо, без каких-либо последствий для себя, репутационных или экономических, «сходят с дистанции» в удобное для них время. Нам необходимо четко обозначить свою позицию по данному вопросу, оценить последствия всех возможных вариантов реализации Парижского соглашения в России, с учетом наших экономических интересов, наших экономических возможностей, не подрывая нашу конкурентоспособность», — заявил Юрий Саакян.
Оценка возможных эффектов от реализации Парижского соглашения для российской экономики – центральное место доклада. Авторами исследования подробно проанализированы последствия наиболее широко обсуждаемого варианта реализации Парижских соглашений в России – введения т.н. углеродного налога.
Проведённые ИПЕМ расчёты показывают, что ввод в России налога на выбросы в размере 15 долл. США/т экв. CO2 потребует ежегодных выплат в размере 42 млрд долл., что соответствует 2,56–3,29 трлн руб. Объём этих выплат равен 3,2–4,1% ВВП за 2015 г., 19–24% доходов федерального бюджета на 2016 г. или 35–45% суммарного объёма Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Если ставка налога на выбросы составит 35 долл. США/т экв. CO2, то объём выплат составит 7,5–9,6% ВВП.
Основными реципиентами рисков ввода углеродного налога в России являются ТЭК и отрасли промышленности, характеризующиеся высокой энергоёмкостью или значительными удельными выбросами: металлургия, производство азотных удобрений и цемента. Компании данной специализации будут вынуждены нести дополнительные расходы, составляющие до 75% выручки и до 615% EBITDA в предыдущие годы.
Приведенные в докладе расчеты ИПЕМ показывают, что ввод налога на выбросы в России спровоцирует ряд негативных экономических и социальных последствий, угрожающих национальной экономике, социальной стабильности, энергетической и продовольственной безопасности.
При этом существует ряд более эффективных мер по реализации положений Парижского соглашения, таких как повышение энергоэффективности, развитие лесного хозяйства, продвижение отечественных методологических подходов оценки поглощающей способности российских лесов и других биомов на территории нашей страны. Последнее – особенно важно, учитывая, что в соответствии с используемыми в настоящее время у нас зарубежными методиками поглощающая способность российских лесов, в пересчете на единицу, площади оказывается ниже, чем в других странах: в 3 раза ниже, чем в США, в 2 раза ниже, чем в Финляндии или Швеции, на территории которых произрастают те же бореальные леса, что и в России.
Авторы доклада, также отмечают необходимость уделять больше внимания популяризации на международной арене ключевых достижений и планов России по борьбе с выбросами парниковых газов.
==================================================================================
По вопросам членства в СРО Энергоаудиторов и получения допуска к проведению энергоаудита обращайтесь:
СРО НП «Межрегиональный союз энергоаудиторов «ИМПУЛЬС»
Россия, 125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, стр. 1, офис 58
Телефон СРО +7 (929) 509-14-48; Факс СРО +7 (495) 943-14-48.
E-mail: npimpuls@npimpuls.ru Skype: npimpuls.ru
Наше СРО Энергоаудиторов работает со всеми регионами России.