СРО энергоаудиторов (нажмите, чтоб прочитать полностью)

 

Желающим получить допуск СРО к проведению энергетических обследований мы предлагаем:

Выгодные финансовые условия вступления в СРО энергоаудиторов;
Возможность прохождения в СРО курса повышения квалификации (проведение энергетических обследований с целью повышения энергоэффективности и энергосбережения, (72 часа) с выдачей …

Читать далее »
Условия вступления

Новости отрасли

Обучение

Оборудование

Вопрос-ответ

Нормативная база энергосбережения

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

По мере приближения контрольных сроков, установленных Федеральным законом № 261-ФЗ, растет  внимание общественности к вопросам энергосбережения. Практические результаты не заметны на фоне устной и письменной полемики в профессиональной среде. Одна из причин того, что указанный закон в полной мере не заработал, состоит в несовершенстве как его самого и подзаконных к нему актов, так и других нормативных документов в области государственных закупок, страхования, банковского дела.

Ожидания заказчиков

Заказчиков энергоаудита обычно беспокоит релевантность проводимых исследований  и их дальнейшая полезность в деле повышения энергоэффективности.  В ряде случаев исполнителям предлагается заключение комплексного договора, где бы закладывалась их материальная ответственность и заказчик освобождался бы от необходимости какого-либо финансирования обследования и энергосберегающих мероприятий.

Переговорный процесс, как правило, осложняется различной структурной принадлежностью вопросов, связанных с энергосбережением и энергоресурсами: так, на эксплуатирующихся объектах за электроснабжение и освещение отвечает один руководитель, за водоснабжение и канализацию другой, за иные ресурсы третий и т.д. Почти повсеместно отсутствует единый представитель заказчика, курирующий вопросы энергоэффективности.

Стоимость энергетического обследования, как правило, находится на уровне 2-3% от годового энергопотребления или до 5-10% от планируемой годовой экономии.

Стоимость проектно-изыскательских работ колеблется в интервале 3-8% от планируемых строительно-монтажных работ и иных инвестиций в энергосберегающие мероприятия. Для среднего уровня предприятия или организации бюджет самого энергосервисного проекта, который мог бы окупиться, начинается от нескольких миллионов рублей.

Ожидания ЭСКО

Энергосервисные компании (далее ЭСКО) в свою очередь ожидают четкого разделения исследовательского и проектно-строительного этапа. В энергосервисных договорах наибольшую сложность вызывает организация финансирования.

Приводя в пример западную практику перфоманс-контрактов, некоторые заказчики справедливо полагают, что энергосервисная компания за счет собственных либо заемных средств должна осуществлять все необходимые действия и из достигнутой экономии получать оплату за свою работу, а в случае сверхплановой прибыли и установленную договором премию. То есть непосредственно реализуется тезис: «если ты видишь у нас экономию, приди, сэкономь и заработай себе».

Российская специфика

Однако российские реалии осложняют работу энергосервисной компании:

— отсутствует культура тщательного учета и статистики потребления ресурсов, на многих объектах еще не установлены приборы учета;

— инженерные сети и системы, помещения и объекты зачастую функционируют в нарушение нормативов и стандартов (недоосвещенность, отсутствие вентилирования и кондиционирования и т.п.);

— потенциал энергосбережения очевиден при нормативном функционировании объекта в базисном периоде, в противном случае приведение объекта к надлежащему функционированию вызовет не экономию, а рост потребления энергоресурсов;

— в качестве энергосервисных компаний, как правило, выступают предприятия малого и среднего бизнеса, собственные оборотные средства которых ограничены для такого долгосрочного финансирования, а заемные ресурсы банков и финансовых структур дороги и труднодоступны;

— не урегулирован вопрос с передачей прав собственности на устанавливаемое оборудование и выполняемые работы от энергосервисной компании к заказчику в зависимости от окупаемости проекта;

— многие предприятия, работающие с госсектором, сталкивались с достаточно жестким отношением —  «либо играешь по моим правилам. Либо не играешь совсем»; в сложной организационно-правовой схеме энергосбережения заложена определенная коррупционная составляющая;

— в целом, российский опыт энергосбережения в его общемировом понимании, а не естественных монополий, сводится в настоящее время к нулю.

Возможные схемы финансирования

Некоторым заменителем собственного финансирования энергосервисной компании является финансовая гарантия достижения предусмотренного технико-экономического результата, которая может быть реализована в основном следующими способами: банковская гарантия, поручительство, страхование гражданской ответственности, гарантия собственников. Большинство банков выдают гарантии под размещение соответствующих депозитов, что равносильно финансированию энергосбережения за счет собственных средств – классическому перфоманс-контракту.

Схема поручительства широко применяется в сфере госзакупок, однако успешность ее применения в энергосервисе пока неочевидна. Несовершенство гражданского и страхового законодательства поделила компании данного рынка на тех, кто считает подобную схему незаконной, и экспериментаторов, готовых рискнуть, видимо, с учетом возможностей перестрахования. Имущество собственников – физических лиц, также не является достаточной гарантией при проведении масштабных энергосберегающих мероприятий.

Даже при готовности заказчика или энергосервисной компании к финансированию энергосберегающих мероприятий вряд ли средние и крупные проекты могут обойтись без привлечения внешнего, как правило, банковского финансирования. В этой части статьи значение имеет не фигура заемщика, а те требования, которые выдвигает банк, предоставляя кредит:

— технико-экономическое обоснование, проектно-сметная документация и четкий график платежей;

— наличие открытого расчетного счета и активное ведение операций по нему;

— безубыточная деятельность заемщика в последние 2-3 года;

— банки в основном ориентируются на срок кредитования в 1-2 года, в редких случаях до 5 лет;

— некоторые структуры готовы кредитовать только конечного получателя инвестиций (организацию, в интересах которой проводится энергосбережение).

Таким образом, мы видим следующих непосредственных участников энергосбережения: конечный заказчик-собственник, энергоадиторская/энергосервисная компания, поставщики энергоресурсов, финансирующая организация, гарантирующая организация и др.

Этапы реализации энергосервисного проекта

Этап реализации энергосервисного проекта можно схематично представить следующим образом (рис. 1). При достаточной юридической проработке конечный заказчик имеет источник внешнего финансирования, мотивированную на конечный результат энергосервисную компанию, отобранную по результатам конкурса, гарантию покрытия недостающей экономии в случае неудачного проекта.

Некоторую сложность при этом составляет взаимовыгодное определение страхового случая и его условий, чтобы, с одной стороны, это не повышало многократно страховую премию, а с другой, страховое возмещение было реальным для заказчика.

После того как энергосервисный проект реализован в технической части, установлено и налажено оборудование, возможны два основных сценария для достижения успеха:

А. Проект успешен – экономия достигается или даже превышает план.

Энергосервисный контракт должен предусматривать периодические энергоаудиты со стороны ЭСКО вплоть до окончания срока окупаемости проекта. В случае положительного результата энергосервиса конечный заказчик получает экономию энергоресурсов, из которой и оплачивается ранее полученный кредит, включая проценты по нему.

Для наилучшей заинтересованности ЭСКО в экономическом результате проекта целесообразно хотя бы минимально распределять часть сверхплановой экономии в качестве премии ЭСКО.

Б. Проект неуспешен или недостаточно успешен.

В данной ситуации наступает страховой случай по договорную страхования гражданской ответственности и страховщик дофинансирует заказчику энергосервиса сумму недостающей экономии энергоресурсов для погашения банковского кредита.

Но данные схемы пока существуют в теории. Какие недостатки действующих нормативных актов мешают им заработать?

Недостатки нормативных актов

В законе №261-ФЗ в ст. 19 недостаточно полно приводятся требования к энергосервисному контакту. Например, обязательные условия состоят лишь из двух пунктов: величина экономии и срок действия. «Условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения» является возможным (необязательным) условием энергосервисного договора.

Примечательно то, что статья не накладывает никаких обязательств на заказчиков, например, обязанность выдерживать согласованные режимы использования энергоресурсов. Установки и ввода приборов учета определяется лишь для исполнителя. Приведенная конструкция энергосервисного контракта прямо не предусматривает многосторонних отношений, где бы присутствовала финансирующая и страховая или иная гарантирующая организация.

В соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации Выпустило Постановление от 18 августа 2010 года №636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис». В нем предусматривается лишь один вариант финансирования энергосервиса – за счет достигаемой экономии. П. 12 Постановления: «Включение в контракт положения, согласно которому размер платежа устанавливается как процент от достигнутого размера экономии  соответствующих  расходов заказчика на оплату энергетического ресурса… покрывающий в том числе расходы исполнителя по реализации перечня мероприятий».

В постановлении предполагается, что ЭСКО в рамках закона о госзакупках станут соревноваться размером предлагаемой экономии, п. 3: «…исходя из размера экономии в денежном выражении, сложившегося в результате размещения государственного (муниципального) заказа на энергосервис путем проведения конкурса, запроса котировок, аукциона (в том числе открытого аукциона в электронной форме)…», и таким образом будет определяться компания-победитель в госторгах.

Примечательны санкции, накладываемые на нерадивую ЭСКО, п. 17: «Указание в качестве меры ответственности за неисполнение исполнителем обязательства по достижению определенной в контракте доли размера экономии в течение соответствующего периода начисления исполнителю неустойки (штрафа, пени)… разницы между размером экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, который должен был быть обеспечен исполнителем по контракту в соответствующий  период, и фактически достигнутым в результате исполнения контакта в соответствующий период размером экономии в натуральном выражении…».

Отсюда следу, что в рамках предлагаемого всем государственным и муниципальным заказчикам энергосервисного договора ЭСКО должны будут рисковать не только собственными или заемными средствами, вложенными в энергосервис, но и дополнительными санкциями за недостижение экономии.

Предложения и изменения

Таким образом, мы считаем необходимым предложить следующие изменения:

— необходимо внести поправки в Федеральный закон №261-ФЗ. В том числе в ст. 19, конкретизирующие ответственность и обязанности заказчиков в рамках энергосервисных контрактов; предусмотреть различные варианты энергосервисных контрактов, в том числе многосторонние с участием заказчика, исполнителя, финансовой организации, страховой организации и т.п.

— требуется внести существенные изменения в Постановление Правительства РФ №636, в частности разрешить оплату энергосрвисных услуг за счет бюджетных средств с установлением материальной ответственности исполнителя за достижение предусмотренного договором технико-экономического результата; допустить возможность обеспечения ответственности исполнителя путем страхования его гражданской ответственности, банковской гарантией, поручительством и т.п.; конкретизировать ответственность и обязанности заказчиков в рамках энергосервисных контрактов; др. изменения;

— внести изменения в страховое законодательство, разрешающее и стимулирующее страховые компании на страхование гражданской ответственности энергосервисных компаний, обеспечивая тем самым гарантии заказчикам по эффективности энергосберегающих мероприятий, компенсации потенциальных потерь;

— внести изменения в банковское законодательство, которые стимулировали бы банки на финансирование энергосервисных контрактов, в том числе микро- и малых кредитов.

Можно не сомневаться, что без широкого привлечения малых и средних предприятий решить задачу модернизации потребления ресурсов и энергоресурсов в масштабах всей страны не удастся. Все-таки бизнес, связанный с инновациями, реконструкцией, перевооружением во многом осуществляется небольшими предприятиями.

Е.В. Новак, эксперт рабочей группы по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения Общественной палаты РФ, генеральный директор ООО «ИМПУЛЬС-ИВЦ»

 

 

 

По вопросам членства в СРО Энергоаудиторов и получения допуска к проведению энергоаудита обращайтесь:

НП СРО «Межрегиональный союз энергоаудиторов «ИМПУЛЬС»

125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, стр. 1, офис 58

Телефон СРО +7 (495) 943-14-48;     Факс СРО +7 (495) 759-55-36.

Наше СРО Энергоаудиторов работает со всеми регионами России.

 

Рейтинг@Mail.ru