СРО энергоаудиторов (нажмите, чтоб прочитать полностью)

 

Желающим получить допуск СРО к проведению энергетических обследований мы предлагаем:

Выгодные финансовые условия вступления в СРО энергоаудиторов;
Возможность прохождения в СРО курса повышения квалификации (проведение энергетических обследований с целью повышения энергоэффективности и энергосбережения, (72 часа) с выдачей …

Читать далее »
Условия вступления

Новости отрасли

Обучение

Оборудование

Вопрос-ответ

Освещение в школах

КАК И ЗАЧЕМ УЛУЧШАТЬ ОСВЕЩЕНИЕ В ШКОЛАХ?

     Проблема качества освещения связана не только с энергоэффективностью. Как показали результаты исследования московских школ, проведенного в рамках проекта программы развития ООН и Глобального экологического фонда, освещение в школах напрямую влияет и на здоровье, и на успеваемость детей.

22-25% молодых людей заканчивают школу с дефектами зрения. При этом патология возрастает за период обучения в 2,4-2,5 раза. Одной из основных причин этого негативного и опасного процесса является неудовлетворительное состояние освещения школ.

Нормативам не соответствует

В обследованных этой зимой классах 10 московских школ была обнаружена высокая неравномерность горизонтальной освещенности. Неравномерность рассчитывалась как Емакс/Емин (по СНиП 23-05-2010: «Равномерность распределения освещенности – отношение максимальной освещенности к минимальной Емакс/Емин должно быть не более 1,3). По площади помещений она составила 1,1-4. Эти показатели можно объяснить неоптимальным выбором осветительных приборов и нерациональностью их размещения. Такая  неравномерность снижает качество и комфортность световой среды класса, а также увеличивает утомляемость и нервное возбуждение школьников.

Повышение равномерности освещения улучшит адаптацию школьников к цветосветовой среде и увеличит контрастную чувствительность глаз школьников. А это, в свою очередь, улучшит состояние здоровья учащихся и снизит вероятность нервного перевозбуждения.

В большинстве обследованных школ коэффициент цветопередачи не соответствовал нормам, что ведет к ухудшению восприятия материала и окружающего мира, увеличению уровня утомления и возбуждения, а также к снижению остроты зрения.

По результатам обследований установлено, что 80-905 школьных классов не соответствуют требованиям действующих норм к освещенности на рабочих местах и в 1—% классов не выполняются требования норм к освещенности на классных досках. В обследованных школах Москвы освещенность на досках составляет 130-140 лк при норме 500 лк, в классах освещенность составляет от 50-100 до 250-260 лк при норме 400 лк. Большинство школ, освещенных люминесцентными лампами, имеют уровень пульсации светового потока, в 2,5-3 раза превышающий максимально допустимый. По действующим санитарным нормам эти условия освещения квалифицируются как вредные и опасные для здоровья, способствующие развитию заболеваний.

При этом необходимо отметить, что отечественные нормы для многих помещений (компьютерных классов, учебных мастерских, классов изостудий, спортзалов) существенно ниже действующих около 10 последних лет европейских норм.

Оборудование устарело

     Во всех школах отсутствует профилактическое ультрафиолетовое облучение учащихся – важный современный способ оздоровления детей и подростков.

Несмотря на то, что утвержденные в 2003 году «Изменения №1 к СНиП 23-05-2010*» запрещают применение ламп накаливания при освещении учебных помещений. Они до сих пор используются во многих школах в давно устаревших неэффективных светильниках. Из-за чего перерасход электроэнергии в этих школах составляет 35-40%.

В обследованных школах значительная часть светильников работает более 20 лет. В Москве 30% светильников в классах находятся в нерабочем состоянии; шум, создаваемый пускорегулирующей аппаратурой во многих старых светильниках, превышает допустимый и мешает занятиям.

Стоит отметить, что чем больше спектр освещения отличается от естественного, непрерывного спектра освещения, тем хуже общее состояние школьника. Но при этом коэффициент цветопередачи может быть высоким. При линейчатом спектре (даже с высоким индексом цветопередачи) нарушается рабата цветового канала, что ведет к ухудшению физиологического и психологического состояния человека. Поэтому для школьного освещения необходимо ввести такую характеристику качества освещения, как цветность.

В обследуемых школах было выявлено одновременное применение в одном классе ламп с разной цветовой температурой, что недопустимо. Это нарушает равномерность светоцветовой среды и ведет к усложнению процесса адаптации, что, соответственно, увеличивает утомление и перевозбуждение школьника. Освещенность рабочей поверхности должна быть не менее 400 лк, что не везде соблюдается. Для большего эффекта, а также улучшения психологического и физиологического состояния необходимо также учитывать биоритмы человека, «внутренние часы» организма.

Качество освещения в школах с течением времени чаще всего снижается из-за неоптимального расположения парт относительно светильников, окон и старения ламп и самих светильников. Во время обследования школ были выявлены помутнение, растрескивание и иногда осыпание матовых защитных колпаков светильников. Кроме того, при несвоевременном очищении светильников качество освещения снижается на 30-40%. А устаревшие пускорегулирующие аппараты (ПРА) также увеличивали коэффициент пульсации более чем на 15%.

Выводы и предложения

     Эксперты проекта для улучшения освещения школ и здоровья школьников по итогам исследований предлагают осуществить следующие мероприятия:

  1. Провести светотехнический энергоаудит состояния освещения школ;
  2. Рассмотреть вопрос об улучшении состояния освещения школ и других детских и образовательных учреждений в Департаменте образования, подготовить и утвердить комплексную Программу работ по модернизации осветительных установок с выделением необходимого финансирования на 2011-2012 годы;
  3. Предусмотреть в рамках программы проведение светотехнических и санитарно-гигиенических исследований освещения детских учебных заведений с новыми эффективными средствами освещения;
  4. Выбрать конструкции как современных светильников с высокоэкономичными источниками света для комфортно освещения, так и приборов для ультрафиолетового облучения;
  5. Оборудовать ряд школ столицы образцово-показательными осветительными установками, соответствующими нормами и с энергоэкономичными источниками света;
  6. Издать распоряжение Правительства Москвы об исключении возможности приемки в эксплуатации вновь строящихся и реконструируемых объектов, не соответствующих требованиям норм освещения.

А.С. Шевченко, менеджер проекта «Преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения» ПРООН/ГЭФ

 

 

 

По вопросам членства в СРО Энергоаудиторов и получения допуска к проведению энергоаудита обращайтесь:

НП СРО «Межрегиональный союз энергоаудиторов «ИМПУЛЬС»

125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, стр. 1, офис 58

Телефон СРО +7 (495) 943-14-48;     Факс СРО +7 (495) 759-55-36.

Наше СРО Энергоаудиторов работает со всеми регионами России.

Рейтинг@Mail.ru