Шесть китов энергосбережения-1
Шесть китов энергосбережения, часть 1
В статье текущее состояние энергосбережения в России рассматривается с точки зрения развития инфраструктуры, ведь именно она определяет, как и в каком объеме будут реализовываться энергосберегающие проекты и мероприятия. Статья написана по состоянию на середину октября 2015 г., и хочется надеяться, что через полгода она уже устареет, и мы сможем оценить, что выполнено, и какие появились новые задачи.
На мой взгляд, вся инфраструктура энергосбережения стоит на шести «китах»:
- нормативно-правовая и методологическая база,
- профессиональные исполнители,
- адекватные, компетентные заказчики,
- наличие и доступность финансовых ресурсов,
- информационное обеспечение,
- учет и измерения.
Каждый из этих «китов» достоин еще более детального и подробного рассмотрения, но начнем с более общего обзора и анализа текущего состояния и перспектив изменения на ближайшие полгода.
Нормативно-правовая и методологическая база
Как я уже неоднократно говорил, мы за последние шесть лет (с момента принятия закона об энергосбережении) прошли путь, на который европейские страны, которые ставят нам в пример, потратили больше 30 лет (с момента энергетического кризиса 70-х годов). Отсюда отдельные огрехи и пробелы, недоурегулированность. Вместе с тем, можно констатировать, в целом нормативная база по энергосбережению создана. Самым главным подтверждением этому являются примеры успешно реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности во всех отраслях (промышленность, ЖКХ, регулируемые ресурсоснабжающие организации, жилой фонд, бюджетная сфера и т.д.).
Какие наиболее важные сюжеты нам предстоит в ближайшие полгода увидеть?
Во-первых, это внесение изменений в Постановление Правительства РФ № 636. В первую очередь, появится возможность переуступки прав требования оплаты по энергосервисному контракту, что позволит вовлечь в энергосбережение дополнительные финансовые ресурсы по схеме факторинга. Кроме того, предполагается уточнение норм на случай частичного недостижения экономии, а также в части учета эффектов от реализации проектов по переводу источников энергии с одного вида топлива на другое. Все это позволит улучшить условия и правовую среду для энергосервиса в бюджетной сфере.
Во-вторых, в рамках подготовки изменений в жилищное законодательство Правительством РФ подготовлены инициативы, позволяющие учесть при заключении энергосервисных контрактов в жилом секторе льготников и нанимателей. Это позволит существенно улучшить экономику энергосервиса в жилом секторе и снизить риски заключения энергосервисными компаниями соответствующих договоров.
Кроме того, подготовлены изменения в 261-ФЗ, предусматривающие переход от системы обязательных энергоаудитов к обязательным декларациям об энергопотреблении. Также этими изменениями планируется продолжить практику установления для государственных заказчиков и бюджетных учреждений ежегодных заданий на снижение потребления энергоресурсов и повышение энергоффективности.
В ближайшей перспективе нас ждет принятие методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергоресурса в натуральном выражении для реализации энергоэффективных мероприятий. Принятие этой методики существенным образом увеличит количество пригодных для энергосервиса объектов.
Также ожидается расширение периода сохранения в распоряжении теплоснабжающих организаций экономии, образуемой от реализации проектов и мероприятий по энергосбережению на срок окупаемости плюс два года. Такое решение позволит запустить в реализацию множество проектов со сроком окупаемости более пяти лет.
Наконец, в ближайшее время будет завершена разработка Министерством экономического развития Методических рекомендаций государственным заказчикам и бюджетным учреждениям по заключению энергосервисных контрактов.
Профессиональные исполнители
К сожалению, у нас есть очень неудачный опыт массовой дискредитации хорошей идеи из области энергосбережения, речь идет об энергоаудите. Очень хорошая идея массового обязательного энергообследования в какой-то момент превратилась в историю, когда энергопаспорта стали чуть ли не по интернету заказывать без выезда на место. В результате сама логика энергоаудита многими стала восприниматься исключительно в контексте профанации и «для галочки».
Учитывая это, подход к энергосервису потребовал гораздо более тщательного внимания. Ведь и ответственность, и потери в энергосервисе несоизмеримо выше, чем просто при проведении энергообследования. Именно по этой причине была в свое время создана Ассоциация энергосервисных компаний, которая начала консолидировать всех реальных живых игроков в этой сфере. В своей работе РАЭСКО тесно сотрудничает с федеральными и региональными органами исполнительной власти. Сегодня РАЭСКО объединяет более 30 реально действующих энергосервисных компаний России, совокупная доля рынка которых превышает 75 %. Портфель реализованных членами РАЭСКО проектов и мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности охватывает все отрасли экономики РФ, бюджетную сферу, ЖКХ. Участниками Ассоциации накоплен уникальный опыт отбора и реализации экономически эффективных проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности за счет внебюджетного финансирования. Сформирована система критериев и экспертизы проектов для их последующего рассмотрения финансовыми институтами. Сегодня Ассоциация обладает уникальным коллективным уровнем технической и экономической компетенции в реализации как локальных проектов по энергосбережению отдельных объектов, так и комплексных проектов повышения энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, а также экстерриториальных проектов повышения энергетической эффективности систем энергоснабжения регионов.
В перспективе именно общественные организации наподобие РАЭСКО и должны стать локомотивами, законодателями трендов в сфере энергосбережения.
Адекватные, компетентные (понимающие, о чем идет речь) заказчики
Важно! Любой энергосервисный контракт по определению локальный. Он затрагивает конкретные объекты и имеет абсолютно локализуемые экономические, технические и социальные, политические последствия. Из опыта: без активной, осознанной позиции Заказчиков (региональных и местных органов власти, собственников) сегодня энергосервисные контракты на объектах ЖКХ и в жилом секторе практически не реализуемы. Реализация энергосервисного контракта — это совокупность административных, организационных, технических, экономических решений и компетенций. И только когда они синхронизированы, можно говорить об энергосервисном контракте.
Собственно проблема «Заказчика» — она ключевая. И на воспитание, образование, организацию, методологическую поддержку Заказчика требуется тратить много времени и сил.
В качестве примеров работы с заказчиками можно привести Проект РАЭСКО «Создание системы массовой подготовки и тиражирования проектов и мероприятий по энергосбережению на территории Центрального федерального округа Российской Федерации». Суть проекта в тотальной инвентаризации и подготовке проектов по энергосбережению на территории ЦФО. В рамках проекта создан проектный офис, целью которого является сбор и агрегирование первичной исходной информации по типовым мероприятиям (уличное освещение, модернизация котельных, водоснабжение, бюджетные учреждения, МКД и т.д.). Реализация проекта предусматривает 3 этапа:
I Этап — сбор и укрупненный анализ исходных данных по направлениям:
- производство и распределение тепловой энергии,
- водоснабжение,
- уличное освещение,
- потребление энергоресурсов бюджетной сферой,
- потребление энергоресурсов жилым фондом.
II Этап — детальная проработка отобранных на первом этапе приоритетных направлений и территорий.
III Этап — структурирование проектов, заключение энергосервисных договоров. Сопровождение реализации проектов и контроль за ходом их исполнения.
Похожие по сути проекты в настоящее время потихонечку разворачиваются среди крупных ресурсоснабжающих организаций. Ведется активная работа по проработке возможности совмещения капитального ремонта и энергосберегающих проектов по схеме энергосервиса, что дает хорошую синергию по результатам и экономию средств жителей. И так далее.
Таким образом, мы рассмотрели трех из шести «китов», на которых держится реализация проектов повышения энергоэффективности. В следующей части обратимся к остальным трем — наличие и доступность финансовых ресурсов, информационное обеспечение (пропаганда, реклама, агитация, обучение и т.д.), учет и измерения.
В. Ковальчук, референт Департамента промышленности и инфраструктуры Аппарата Правительства Российской Федерации
==================================================================================
По вопросам членства в СРО Энергоаудиторов и получения допуска к проведению энергоаудитаобращайтесь:
СРО НП «Межрегиональный союз энергоаудиторов «ИМПУЛЬС»
Россия, 125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, стр. 1, офис 58
Телефон СРО +7 (929) 509-14-48; Факс СРО +7 (495) 943-14-48.
E-mail: npimpuls@npimpuls.ru Skype: npimpuls.ru
Наше СРО Энергоаудиторов работает со всеми регионами России.