Стоимость энергоаудита
Определение стоимости энергоаудита
В разделе рассмотрены вопросы ценообразования на услуги энергоаудита. На основе данных о госзакупках проанализированы тенденции второй половины 2011 г. в сфере заказов на энергоудит и оформление энергопаспортов зданий. Показана стоимость услуг по регионам.
Представленная в разделе информация также будет полезна как потенциальным заказчикам – как отправная точка в формировании цены для тендеров. В том числе это касается руководителей предприятий и организаций, которые в 2012 г. обязаны пройти паспортизацию подведомственных зданий.
Принципы определения стоимости энергоаудита
Руководящих документов по определению стоимости проведения энергетического обследования с расценками на энергоаудит конкретно для объектов бюджетной сферы нет. Цена энергетического обследования сейчас определяется по результатам запроса котировок, аукционов, а в случае стоимости работ до 100 тыс. рублей — по соглашению сторон. Как правило, стоимость энергоаудита находится на уровне 2‑3% от годового потребления предприятия или организации. Более детально стоимость работ на проведение энергетического обследования определяется исходя из следующих данных:
В публикации 2001 года «Вопросы ценообразования на рынке услуг по энергоаудиту» (Д.Д.Огородников, зам.директора энергоаудиторского подразделения «ЭКОПРОК») предлагал следующий подход. Необходимо просуммировать годовые затраты предприятия на базовые жизнеобеспечивающие ресурсы (электрическую и тепловую энергию, расходы на вентиляцию, водообеспечение и водоотведение). От полученной суммы рассчитать интервал величин между 3% и 5%, далее помножить полученную сумму на коэффициент 1.35, с тем, чтобы учесть трудозатраты. В рамках полученного интервала разумно проводить торг в ходе переговоров.
В статье «Проблемы ценообразования при проведении энергетических обследований» (А.Г.Вакулко, А.А.Злобин, Г.А.Романов, ООО «Интехэнерго М»), опубликованной в журнале Энергосбережение №3/2003 на основании анализа реальной стоимости договоров в сравнении с затратами промышленных предприятий на энергоресурсы рекомендованы три варианта определения цены энергоаудита.
Вариант 1. Для малых и средних по численности и количеству потребляемых энергоресурсов предприятий стоимость энергоаудита может составлять до 1% от годовых затрат предприятия на энергоресурсы. Для более крупных предприятий это значение составляет 0,2‑0,5%. Такой подход позволяет нам ориентировочно оценивать и предлагать примерную стоимость работ по энергоаудиту.
Вариант 2. Оценка затрат по трудозатратам и человеко‑дням. Это во многом субъективный подход, существенно зависящий от энергоаудиторской фирмы и квалификационного состава работников.
Вариант 3. По типу предприятия и на основе визуального обследования его основных энергоемких подразделений и производств определяется приблизительно возможный процент экономии энергоресурсов. Зная число используемых энергоносителей и годовые затраты на энергоресурсы, стоимость работ может составлять от 0,5 до 1,5% от суммарного ожидаемого экономического эффекта.
С.В.Вахрушев и С.И.Юрьева (ООО ДВИНА‑консалтинг) в своем комментарии по ситуации на рынке энергоаудита отмечают, что большой проблемой является обоснование оценки стоимости энергоаудита для заказчика. Зачастую в основу берется коммерческое предложение конкретной энергоаудиторской компании, не знакомой со структурой бюджетного учреждения и не имеющей опыта проведения таких работ. Стоимость в этом случае определяется просто по примерному количеству зданий, находящихся на балансе без учета таких факторов как число трансформаторных подстанций, наличие и протяженность инженерных коммуникаций, наличие/отсутствие котельной, протяженность сетей и т.п.
Уровень цен на энергоаудит
По данным мониторинга государственных тендеров средняя цена на объявляемые тендеры по энергоаудиту (без дифференциации по объекту) летом 2011 составляла около 4,5 млн. руб., а в октябре‑ноябре сократилась до 0,4‑1,5 млн. руб. Типичной ценой, которая часто встречается можно считать цены в диапазоне 150‑300 тыс. руб., которые, по‑видимому, отражают стоимость энергоаудита для типовых бюджетных организаций. Необходимо подчеркнуть, что это оценка реально завышена из‑за специфики использованного массива тендерных объявлений, в котором представлены не только единичные учреждения, но и «оптовые» заказы из многих объектов.
За июль‑октябрь 2011 г. группу из десяти регионов, в которых зарегистрирована наиболее высокая индивидуальная цена на энергетические обследования, возглавляет вотчина крупнейшей российской компании (Газпрома) — Ямало‑Ненецкий автономный округ, где тендеры на энергетическое обследования в среднем стартуют с цены 185 млн. рублей, что, по‑видимому, связано с энергоаудитом энергетических предприятий, в том числе добывающих. Краснодарский край и Тюменская область объявляют тендеры на энергообследования почти в 15 раз дешевле (11.5 и 11.0 млн. рублей соответственно). Далее по убыванию среднего значения стартовой цены контракта следуют Чувашская Республика (6.5), Ненецкий автономный округ (5.7), Якутия (3.5), Самарская область (3.0), г. Москва (2.9) и Мурманская область (2.3).
Наиболее низкие цены на энергетические обследования сложились в Кемеровской области (261 тыс. рублей), в Мордовии (256), в Ростовской и Кировской областях (233 и 225 тыс. рублей соответственно), в С‑Петербурге (216), Бурятии (207), Липецкой и Тамбовской областях (200 и 198 тыс. рублей), в Ингушетии (150) и Саратовской области (менее 100 тыс. рублей). В перечисленных регионах, по‑видимому, преобладают обследования небольших бюджетных организаций. Очевидно также, что на уровень цен влияет не только развитие конкуренции на рынке услуг энергетических обследований, но и финансовое состояние региона.
По оценкам С.В. Вахрушева и С.И. Юрьевой (ООО ДВИНА‑консалтинг) на рынке энергоаудита постоянно фиксируется демпинговое предложение цены. Предложенная энергоаудитором минимальная цена может составлять 20‑25% от заявленной. В Архангельской области есть пример, когда удельная стоимость энергообследования на одно здание в бюджетном учреждении составила 8,4 тыс. рублей, а в рекламных предложениях другого энергоаудитора называется стоимость работ 12,5 тыс. рублей. Вероятно, сложная ситуация с ценообразованием складывается именно под влиянием выхода на рынок малых предприятий, стремящихся занять определенную нишу в условиях отсутствия общепринятых стандартов.
Соотношение затрат на энергоаудит и полученной экономии
В рекомендациях, изложенных специалистами и учеными Томского регионального центра управления энергосбережением в книге «Региональный вектор энергосбережения», указывается, что расходы, необходимые для обследования, должны покрываться экономией энергоресурсов и финансовых средств, затрачиваемых на приобретение энергоресурсов. По представленным данным следует, что экономическая эффективность обследования составляет величину порядка 2‑4 руб. на 1 руб. вложений, а энергетическая эффективность, соответственно, 3‑6% от потребляемых ресурсов.
В статье «Проблемы ценообразования при проведении энергетических обследований» (А.Г.Вакулко, А.А.Злобин, Г.А.Романов, ООО «Интехэнерго М»), опубликованной в журнале Энергосбережение №3/2003 — приводятся следующие сведения об экономии благодаря проведению энергоаудита.
В публикации 2001 года «Вопросы ценообразования на рынке услуг по энергоаудиту» Д.Д. Огородников, зам. директора энергоаудиторского подразделения «ЭКОПРОК» привел примеры эффекта от выполненных энергетических обследований.