Требования закона об энергосбережении
Исполнение требований закона об энергосбережении муниципальными учреждениями Екатеринбурга
А.М. Клюкин, директор, МБУ «Энергосбережение», г. Екатеринбург
С принятием Федерального Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении» к организациям с участием муниципалитета предъявлены достаточно серьезные требования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Это проведение обязательных энергетических обследований, разработка программ по энергосбережению муниципальных учреждений и ряд других требований, направленных на обеспечение снижения потребления топливно-энергетических ресурсов.
Темпы снижения потребления топливно-энергетических ресурсов регламентированы п. 1 ст. 24: «Начиная с 1 января 2010 года (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объемы потребленных ими топливно-энергетических ресурсов в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного ими в 2009 году». Для многих учреждений города Екатеринбурга указанное снижение представляется достаточно серьезную проблему, с которой зачастую «в одиночку» учреждению не справиться.
Муниципальным бюджетным учреждением «Энергосбережение», по поручению Администрации города Екатеринбурга, с 2007 г. осуществляется мониторинг потребления топливно-энергетических ресурсов муниципальными учреждениями города Екатеринбурга. С принятием Федерального Закона «Об энергосбережении» задача по снижению потребления ТЭР учреждениями социальной сферы приобрела конкретные сроки.
В городе Екатеринбурге осуществляют свою деятельность 663 муниципальных учреждения, из них 632 учреждения социальной сферы, к примеру, в Управлении образования 481 учреждение с 561 объектами.
В связи с тем, что основные затраты бюджета приходятся на долю тепловой энергии, рассмотрим разработанные МБУ «Энергосбережение» подходы к мониторингу и анализу потребления тепловой энергии муниципальными учреждениями.
Основным индикатором в этом случае был выбран показатель – «Удельное теплопотребление, Гкал/м2». Но сравнивать указанную величину для нескольких учреждений просто так нельзя, так как в зависимости от года постройки менялись требования к тепловой защите зданий, в зависимости от специфики объектов удельное теплопотребление может отличаться в разы. Для того чтобы сравнивать и анализировать данные по учреждениям, все учреждения социальной сферы были классифицированы по группам:
- объекты муниципальных учреждений, где условия энергопотребления не менялись с 2007 г.;
- объекты муниципальных учреждений, где условия энергопотребления изменились с 2007 г.;
- объекты, вновь построенные и введенные в эксплуатацию после 2009 г.;
- объекты муниципальных учреждений, реконструированные после 2009 г.;
- объекты, переданные на баланс муниципальных учреждений после 2009 г. и не подвергавшиеся реконструкции.
Данная классификация позволила получить группы объектов, близкие по теплотехническим характеристикам и группу объектов, на которую не распространяется требование закона 261-ФЗ в части снижения потребления топливно-энергетических ресурсов по 3% в год.
Каждая группа была разделена по типам объектов.
Учреждения образования:
- дошкольные учреждения, расположенные в отдельно стоящих зданиях;
- школы, расположенные в отдельно стоящих зданиях;
- центры образования, расположенные в отдельно стоящих зданиях;
- образовательные учреждения, расположенные во встроенных или пристроенных помещениях к жилым многоквартирным домам.
Таким образом, учреждения образования разделились на однотипные учреждения, в соответствии с заданными критериями.
Дальнейшее сравнение учреждений в каждой группе проводилось в сравнении со средним удельным энергопотреблением однотипными учреждениями. Сравнивалось удельное энергопотребление конкретного учреждения со средним удельным энергопотреблением однотипными учреждениями.
Данный анализ позволяет выявить учреждения с высоким или низким удельным энергопотреблением. По итогам мониторинга дополнительно проводятся экспресс-аудиты – выездные проверки, осуществляемые сотрудниками МБУ «Энергосбережение». После проверки составляется отчет, в котором выдаются рекомендации учреждению по оптимизации потребления энергоресурсов. Положительный опыт внедрения энергоэффективных мероприятий, выявленный в результате экспресс-аудита, используется для разработки рекомендаций и распространения его на другие учреждения города.
С 2009 по 2011 гг. потребление тепловой энергии муниципальными учреждениями города Екатеринбурга выросло с 500 957 до 513 728 тыс. Гкал, при этом требования закона «Об энергосбережении» были выполнены!
Возрастание теплопотребления объясняется вводом новых объектов в среднем по 16 объектов в год. Объекты учреждений, введенные в эксплуатацию после 2009 г. или подвергшиеся реконструкции после 2009 г., не подпадают под требование ст. 24 ФЗ № 261-ФЗ и эти объекты увеличили итоговое потребление тепловой энергии по городу в целом. Обоснованное увеличение рассчитывается в соответствии с Приказом от 24.10.2011 № 591 Министерства регионального развития РФ.

Исполнение федерального закона № 261-ФЗ муниципальными учреждениями Екатеринбурга по потреблению тепловой энергии за 2011 г.
При исполнении требований закона «Об энергосбережении» не стоит забывать о среднегодовой температуре, что существенно может увеличить потребление в абсолютных величинах. Так снижение средней температуры наружного воздуха в отопительный период на один градус дает возрастание потребления тепловой энергии учреждениями города на 8000 Гкал. в год, а при использовании среднегодовых температур и коэффициента, отражающего изменение средней температуры наружного воздуха в отопительные периоды отчетного периода, примененные в приказе № 591, – на 10400 Гкал.
Выводы
Подводя итоги проведенного анализа можно сказать, что:
1. 13,4% учреждений образования – уже в 2011 г. выполнили требование закона о снижении потреблении топливно-энергетических ресурсов на 15%.
2. 58,1% могут выполнить требование закона после внедрения энергосберегающих мероприятий по результатам проведенных энергоаудитов.
3. 28,5% выполнят требования закона только после проведения реконструкции зданий. В данную группу попали учреждения, которые до 2009 г. активно внедряли энергосберегающие мероприятия. Считаем, что требования закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении» завышены к данной категории учреждений.
По вопросам членства в СРО Энергоаудиторов и получения допуска к проведению энергоаудита обращайтесь:
СРО НП «Межрегиональный союз энергоаудиторов «ИМПУЛЬС»
Россия, 125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, стр. 1, офис 58
Телефон СРО +7 (495) 943-14-48; Факс СРО +7 (495) 943-14-48.
Наше СРО Энергоаудиторов работает со всеми регионами России.