Энергоэффективность Ашана
В России не очень принято экономить
АШАН – сеть популярных гипермаркетов, каждый из которых тратит огромне средства на освещение, системы охлаждения и кондиционирования. И не удивительно, что энергоэффективность для сети – отдельный и очень важный проект. New Retail публикует интервью с Олегом Игнашиным, руководителем проекта по энергоэффективности АШАН. Каким образом гиганту удается экономить на энергопотреблении.
У Вас очень интересная должность – руководитель проекта по энергоэффективности. Почему компания АШАН Россия выделяет управление энергоэффективностью в отдельный проект?
У компании АШАН в России и мире много торговых площадей: гипермаркетов, супермаркетов и магазинов в формате «у дома». Все эти торговые площади тратят много энергии и имеют огромный потенциал для экономии. Поэтому для нас энергоэффективность – отдельный рабочий проект. В его рамках мы оптимизируем и сокращаем потребление энергоресурсов: электро и тепловой энергии, газа, топлива и воды. Но энергосберегающие технологии – это не только возможность сэкономить. Мы уверены, устойчивое развитие носит принцип win-win, когда выигрывают и экология, и бизнес.
В чем заключается Ваша работа?
Я координирую проект по энергоэффективности, то есть занимаюсь внедрением энергосберегающих технологий и управляю ими во всех гипермаркетах, супермаркетах и логистических центрах АШАН в России. Также в мою зону ответственности входит закупка энергоресурсов.
Какие технологии повышения энергоэффективности применяет АШАН?
Во всем мире мы внедряем похожие технологии.
Первое – автоматизированная система учета энергии, которая централизованно собирает информацию со всех объектов АШАН в стране, и отправляет их в головной офис. С помощью такой системы любой супермаркет или гипермаркет может получить доступ к информации об энергопотреблении своей точки, а центральный офис обладает данными обо всех объектах в России. Система отслеживает общее энергопотребление объекта и, потребление по отдельным категориям (например, системам вентиляции, промышленного холода, освещения и т.д.). Это дает нам инструменты, с помощью которых мы можем точно посчитать, сколько мы экономим. Помимо сбора статистики, система учета отслеживает режимы работы объекта, нагрузку в пиковые часы.
Что касается систем промышленного холода, то мы применяем плавающее давление конденсации и кипения, а также частотное регулирование компрессоров. На новых объектах мы используем холодильное оборудование, работающее на газе СО2, что является более экологически безопасным решением, чем фреон, а также более энергоэффективным.
Наша система управления вентиляцией экономит энергию за счет управления каждой единицей оборудования в зависимости от текущих значений внешней и внутренней температуры воздуха.
Хороший потенциал для экономии дает освещение. Во всех магазинах мы меняем обычные люминесцентные трубки на светодиодные светильники, а также внедряем систему управления освещением с гибкими настройками режимов и уровня освещенности.
В чем различие в отношении к данной проблеме в России и в других странах? Ведь в Европе энергия стоит немало, и это тоже является проблемой…
В России не очень принято экономить: у нас много ресурсов, нефти и газа. Поэтому иногда мы халатно относимся к природным богатствам. Мы не импортируем их, как, например, европейские страны. При этом нельзя сказать, что энергия у нас дешевая: ее стоимость постоянно растет.
Самое большое отличие России от Европы, на мой взгляд, недостаточная зрелость нашего рынка. Нередко приходится сталкиваться с недобросовестными производителями или оборудованием низкого качества. Однако крупных производителей, которые дорожат своей репутацией, постепенно становится больше, поэтому формирование рынка – всего лишь вопрос времени.
Какую роль в процессе повышения энергоэффективности играет освещение?
В магазине освещение имеет наибольший потенциал для экономии, несмотря на то, что оно не является самым энергоемким «потребителем». Энергосберегающие технологии и грамотный подход к управлению позволяет экономить до 70% от энергопотребления на освещение. Прогресс не стоит на месте, так что у традиционных источников света нет шансов. Возможно, лет через пять многие будут менять светодиодные светильники на более эффективные решения, и это будет экономически обосновано.
Какие световые решения применяются в магазинах сети АШАН и насколько они способны увеличить энергоэффективность зданий?
В основном мы используем два сценария модернизации систем освещения. Если оборудование в магазине совсем устарело, то мы полностью меняем его на новые светодиодные светильники с современной системой управления. Если торговая точка открыта недавно и светильники в хорошем состоянии, то мы вместо люминесцентных трубок Т5 устанавливаем светодиодные.
Еще совсем недавно светодиодных трубчатых ламп Т5 у серьезных производителей не было. В конце прошлого года они появились у нескольких европейских компаний, и мы протестировали лампы двух из них в гипермаркете АШАН Братеево. В итоге решили использовать оборудование одного известного европейского производителя и стали первыми в России, получившими светодиодные трубки T5 от этого производителя напрямую с завода. Для этого магазина нам их доставляли самолетом. Качество света в зале значительно улучшилось, мы получили хорошие отзывы от покупателей.
==================================================================================
По вопросам членства в СРО Энергоаудиторов и получения допуска к проведению энергоаудита обращайтесь:
СРО НП «Межрегиональный союз энергоаудиторов «ИМПУЛЬС»
Россия, 125310, г. Москва, ул. Митинская, д. 55, стр. 1, офис 58
Телефон СРО +7 (929) 509-14-48; Факс СРО +7 (495) 943-14-48.
E-mail: npimpuls@npimpuls.ru Skype: npimpuls.ru
Наше СРО Энергоаудиторов работает со всеми регионами России.